header
ДайджестИC Архив дайджестов

Перед Вами очередной выпуск тематического дайджеста по управлению интеллектуальной собственностью. Мы собираем самые важные новости и предлагаем их в удобном формате.

Данный выпуск посвящен особенностям государственного учета результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) военного, специального и двойного назначения (далее - ВСДН), созданных в рамках государственных контрактов, заключенных Госкорпорацией "Роскосмос" как государственным заказчиком (далее - Заказчик) и организацией-исполнителем (далее - Исполнитель) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), изменениям нормативной правовой базы в части обеспечения государственного учета РИД ВСДН и типичным ошибкам, совершаемым Исполнителями при заполнении форм государственного учета.

Государственный учет РИД двойного назначения осуществляется в целях информационного обеспечения деятельности Исполнителей работ, Заказчиков и Фонда перспективных исследований (далее - ФПИ), а также в целях использования РИД в гражданско-правовом обороте.

Корректное и своевременное обеспечение государственного учета РИД ВСДН основано на понимании работниками Исполнителей и соисполнителей НИОКР:

arrow-chevron

различий в процедурах государственного учета РИД ВСДН и государственного учета РИД гражданского назначения;

arrow-chevron

критериев определения сферы назначения НИОКР и РИД;

arrow-chevron

правил и процессов осуществления государственного учета РИД двойного назначения;

arrow-chevron

необходимости и обязательности своевременного и качественного исполнения нормативных правовых актов, включая постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2021 № 1705 "О едином реестре результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее Постановление № 1705, Единый реестр, соответственно) и Отраслевой регламент государственного учета результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденный приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 20.02.2020 № 49 (далее - Регламент);

arrow-chevron

необходимости и обязательности своевременного и качественного исполнения условий государственного контракта на выполнение НИОКР;

arrow-chevron

необходимости и обязательности своевременного и качественного исполнения решений Заказчика о правовой охране РИД;

arrow-chevron

соблюдения сроков осуществления государственного учета РИД двойного назначения.

Такой подход обеспечивает снижение трудозатрат Исполнителя и Заказчика, рисков дублирования РИД, способствует предотвращению обоснованных замечаний контрольно-надзорных органов как к организациям-исполнителям государственных контрактов, так и к Заказчику.

Сроки и трудоемкость процесса, а значит и качество государственного учета РИД ВСДН напрямую зависят от своевременности и качества подготовки форм государственного учета, представляемых Исполнителями государственных контрактов.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

Представление некорректных форм учета приводит к необходимости их возврата на доработку и/или необходимости направления запроса подтверждающих документов, вследствие чего у Исполнителя возникают дополнительные трудозатраты по корректировке материалов и их повторному представлению Заказчику, что в свою очередь создает необходимость повторного рассмотрения форм и проведения научно-технической экспертизы (далее НТЭ) Заказчиком. В отдельных случаях Заказчик вынужден возвращать формы неоднократно.

icon-q

Для сведения

Неприемлемо высокий уровень поступивших некорректных форм 1 за 10 месяцев 2022 года, приводит к существенным неоправданным трудозатратам как Заказчика по направлению дополнительных запросов и проведению повторных экспертиз, так и Исполнителей государственных контрактов по корректировке и повторному представлению форм.

Определение сферы назначения НИОКР и РИД как основа осуществления государственного учета

Определение сферы назначения НИОКР и РИД является основополагающей задачей при осуществления государственного учета, так как от сферы назначения НИОКР и РИД зависят процедура государственного учета, сроки, организации, которые взаимодействуют при осуществлении государственного учета, а также различаются нормативная правовая база государственного учета РИД двойного назначения и РИД гражданского назначения, государственные базы данных, в которые вносятся сведения о РИД, включая объем вносимых сведений и доступа к ним третьих лиц.

Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ к затратам на НИОКР относятся следующие виды расходов:

Системы связи

В целях обеспечения осуществления государственного учета РИД двойного назначения и внесения сведений в Единый реестр результатов НИОКР двойного назначения взаимодействие осуществляют:

arrow-chevron

Исполнитель НИОКР.

arrow-chevron

Заказчик НИОКР.

arrow-chevron

ФГБУ "ФАПРИД".

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение Единого реестра, и определяет объем, сроки и формы, вносимых в Единый реестр сведений.

В настоящий момент Роспатент по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" готовит для утверждения:

1

формы документов, необходимых для ведения Единого реестра, и требования к их заполнению, предусмотренные пунктом 7 Правил;

2

критерии отнесения НИОКР к работам ВСДН;º

3

состав сведений и порядок их представления, предусмотренные пунктом 18 Правил.

Критерии определения сферы назначения НИОКР или РИД

1. Военное назначение

Перечень продукции военного назначения определен Законом № 114-ФЗ. Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах. Согласно указанному акту к продукции военного назначения, в том числе относятся вооружение и военная техника боевого применения.

2. Специальное назначение

В отношении понятия "специального" назначения" законодательство Российской Федерации не содержит какого-либо указания в нормативных правовых или подзаконных актах, исходя из имеющихся комментариев к ГК РФ, можно сделать вывод, что под продукцией специального назначения следует понимать товары, информацию, работы, услуги (в том числе РИД и права на них), предназначенные для применения правоохранительными органами и специальными службами в целях осуществления задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, кроме тех, которые относятся к продукции военного или двойного назначения.

3. Двойное назначение

Под товарами (услугами) двойного применения согласно Постановления № 1030 понимаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, РИД, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

4. Гражданское назначение

Контрольные списки как основа отнесения РИД и НИОКР к сфере двойного назначения

В Российской Федерации в настоящее время действуют контрольные списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, изданные в виде следующих нормативных документов:

·

Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"(далее Закон №183-ФЗ);º

·

Постановление Правительства РФ от 16.07.2022 № 1288 "Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (далее - Постановление № 1288);º

·

Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (далее - Постановление № 1299).

Утратили силу в соответствии Указа Президента Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации» от 25.08.2022 № 573:

·

Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль".

·

Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначеия, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отошении которых осуществляется экспортый контроль".

Согласно статье 16 Закона № 183-ФЗ контролируемые товары и технологии представляют собой сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Процедура и сроки государственного учета РИД двойного назначения

Нормативные правовые акты, определяющие процедуру:

arrow-chevron

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 №1705 "О едином реестре результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Постановление № 1705, Единый реестр).

arrow-chevron

Приказ Минюста России и Минпромнауки России от 17.07.2003 № 173/178 "Об утверждении форм документов, необходимых для ведения Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" (далее - Приказ № 173/178).

arrow-chevron

Приказ Минюста Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17.07.2003 № 174/179 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" (далее - Приказ № 174/179).

Изменения нормативной правовой базы Российской Федерации в части государственного учета РИД двойного назначения

С 01 января 2022 года вступило в силу Постановление № 1705 согласно которому Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение Единого реестра.

Постановлением № 1705:º

·

утверждены Правила формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее - Правила);º

·

определено, что финансирование мероприятий, связанных с государственным учетом РИД двойного назначения, реализуемым в соответствии с Правилами, осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых в установленном порядке на финансирование мероприятий по правовой охране и защите РИД.

Правила формирования и ведения Единого реестра результатов НИОКР двойного назначения
arrow-chevron

Порядок осуществления государственного учета РИД двойного назначения определяется Правилами формирования и ведения Единого реестра.

arrow-chevron

Под Единым реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методических, организационных и программно-технических принципах государственных баз данных единого реестра, содержащих перечни объектов государственного учета и сведения о них.

arrow-chevron

Правила устанавливают порядок формирования и ведения Единого реестра.

arrow-chevron

Объектами государственного учета являются созданные в ходе выполнения финансируемых из федерального бюджета, а также Фондом перспективных исследований РИД двойного назначения.

arrow-chevron

К объектам государственного учета также относятся РИД, которые созданы или права, на которые приобретены за счет средств республиканского бюджета РСФСР и части государственного бюджета СССР, составлявшей союзный бюджет.

arrow-chevron

В случае прекращения их правовой охраны или принятия Роспатентом решения об отказе в выдаче патентов на изобретение, полезную модель или промышленный образец (о признании соответствующей заявки отозванной) сведения о РИД сохраняются в Едином реестре, при этом в отношении них в соответствующие государственные базы данных вносится информация о том, что правовая охрана прекращена, или о принятом Роспатентом решении.

arrow-chevron

Государственный учет РИД осуществляется в целях информационного обеспечения деятельности Исполнителей, Заказчиков и Фонда перспективных исследований, а также в целях использования РИД в гражданско-правовом обороте.

arrow-chevron

Государственный учет РИД включает в себя описание объекта государственного учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих его идентифицировать и отличить от других объектов государственного учета, внесение данных об объекте государственного учета в единый реестр, а также обновление данных об объекте государственного учета в части сведений об изменении состояния его правовой охраны, информации об использовании объекта государственного учета, включая передачу прав на объект государственного учета иным лицам.

arrow-chevron

Государственный учет РИД проводят Заказчики и Фонд перспективных исследований на основании сведений об объектах государственного учета, подготовленных по формам документов, необходимых для ведения единого реестра, и в соответствии с требованиями к их заполнению, утверждаемыми Роспатентом по согласованию с Заказчиками.

arrow-chevron

Заполненные формы документов представляются Заказчикам и Фонду перспективных исследований Исполнителями в электронном виде или в случае предварительного согласования с соответствующим Заказчиком или Фондом перспективных исследований на бумажном носителе до подписания акта приема-передачи результатов работ

Ведение Единого реестра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

arrow-chevron

обеспечение единого порядка государственного учета РИД, обязательного для всех Заказчиков, Фонда перспективных исследований, Исполнителей и организаций, проводящих инвентаризацию прав на результаты научно-технической деятельности (далее - инвентаризация);

arrow-chevron

обеспечение сопоставимости данных, содержащихся в Едином реестре, с данными, содержащимися в реестре федерального имущества и других федеральных информационных системах.

В соответствии с Регламентом ведение раздела Единого реестра Госкорпорации "Роскосмос" осуществляет Центр учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации "Роскосмос" (далее ЦУАРНТД).

Ведение раздела Единого реестра осуществляется на основании представляемых не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения, принятого Заказчиком решения о правовой охране РИД Исполнителями форм 1, а также копий документов, подтверждающих приведенные в формах сведения об объекте учета.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

Согласно пунктам 7-9 Правил, Исполнитель обязан предоставить форму 1 до утверждения акта приема-передачи результатов работ, а весь процесс взаимодействия Исполнителя и Заказчика по обеспечению государственного учета РИД двойного назначения до направления Заказчиком (ЦУАРНТД) согласованных и подписанных форм не должен занимать более 40(сорока) рабочих дней.

После получения формы 1 ЦУАРНТД проводит анализ полноты,правильности и достоверности сведений, содержащихся в форме 1. В случае,если представленные Исполнителем сведения об объекте учета не соответствуют критериям полноты,правильности и достоверности, ЦУАРНТД направляет Исполнителю соответствующие замечания.

В течение 5(пяти)рабочих дней с даты получения замечаний Исполнителю необходимо представить откорректированную форму 1 в ЦУАРНТД.

Изменения в нормативной правовой базе Российской Федерации в части инвентаризации государственного учета РИД

В связи с вступлением в силу Постановления № 1705 заинтересованным федеральным органам Исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" с участием Фонда перспективных исследований в течение 5(пяти) лет необходимо обеспечить:

arrow-chevron

проведение анализа результатов НИОКР ВСДН, учтенных в Едином реестре yдо 01 января 2022 г. в соответствии с Постановлением № 131, предусматривающего выявление РИД, которые относятся или могут быть отнесены к объектам государственногоучета;

arrow-chevron

правовую охрану выявленных РИД (при необходимости);

arrow-chevron

внесение данных о выявленных РИД (при необходимости).

В настоящее время разрабатываются процедуры, порядок и сроки осуществления инвентаризации государственного учета РИД двойного назначения, полученных по заказу Федерального космического агентства,Госкорпорации "Роскосмос". Завершить процесс проведения инвентаризации Заказчики и Исполнители обязаны до 01.11.2026 года.

Организация государственного учета сведений о предоставлении права использования РИД двойного назначения (лицензионный договор)

Ведение учета сведений о заключенных гражданских правовых договорах, связанных с предоставлением права использования РИД двойного назначения, осуществляется на основании представляемых в течении 30(тридцати) календарных дней с даты подписания лицензионного договора, предусматривающего передачу прав на использование объекта учета, организацией, заключившей такой договор, форм 2, извещений о заключении гражданского правового договора по установленной законодательством Российской Федерации форме, копии гражданского правового договора, а также копий документов, подтверждающих приведенные сведения.

Процедура осуществления государственного учета Лицензиаром и Лицензиатом предоставления права использования РИД и подготовки форм 2 аналогична действиям с формами 1.

icon-q

Справочно

Для осуществления регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на РИД необходимы следующие документы

·

подписанное сторонами договора заявление о государственной регистрации распоряжения исключительным правом;

·

доверенность на представителя организации (копия доверенности с указанием номера заявки, в деле по которой находится оригинал или нотариально заверенная копия доверенности), а также его согласие на обработку персональных данных;è

·

копия платежного поручения.

Анализ основных ошибок при представлении документов в части регистрации лицензионных договоров (предоставление права использования исключительных прав на РИД):

·

отсутствие печати организации на заявлении;

·

подписание заявлений неуполномоченным лицом;

·

представление доверенности с истекшим сроком действия;

·

отсутствие в сопроводительном письме информации о месте нахождения оригинала доверенности (или нотариально заверенной копии);

·

отсутствие в заявлении срока действия договора (лицензии) или указание срока превышающего срок действия исключительного права на РИД;

·

приведение в заявлении некорректного адреса для переписки (указывается адрес для переписки той организации, которая является держателем оригинала патента);

·

указание некорректного номера патента в квитанции платежного документа;

·

отсутствие указания на возмездность/безвозмездность и тип лицензионного договора;

·

территория действия.

Предоставление сведений организациями соисполнителями государственных контрактов на выполнение НИОКР

В целях корректного заполнения форм 1 ЦУАРНТД направляет при необходимости соисполнителям и Исполнителям шаблоны заполнения форм 1 и 2, также памятку для осуществления государственного учета РИД ВСДН и приложение к Приказу №174/179. Процесс осуществления государственного учета РИД, созданных соисполнителями при выполнении НИОКР не предусмотрен Правилами и другими нормативными актами Российской Федерации. В таких случаях Исполнитель обязан предусмотреть в условиях государственного контракта/договора с соисполнителем предоставления соисполнителем формы 1 или иного документа, содержащего необходимую информацию для заполнения формы 1. Если такое условие не предусмотрено в государственном контракте/договоре, то головной Исполнитель может направить запрос соисполнителю для предоставления информации необходимой для осуществления государственного учета, согласно пункту государственного контракта/договора о предоставлении информации по запросам Заказчика или контрольно-надзорных органов.

При приеме у соисполнителя этапа НИОКР или работы в целом Исполнителю важно получить от всей цепочки соисполнителей корректно заполненные уведомления о создании РИД со всеми приложениями к нему, так как полноценно заполненное уведомление государственного заказчика о получении РИД, способного к правовой охране (далее Уведомление) позволяет заполнить форму 1, включая пункты по техническим особенностям РИД, авторскому составу и их творческому вкладу.

При подготовке формы 1 соисполнителем ее подписывает уполномоченное лицо соисполнителя, как организация Исполнитель работы и уполномоченное лицо Исполнителя, как Заказчик, при этом форму 1 от головного Исполнителя подписывают уполномоченное лицо Исполнителя и уполномоченное лицо Госкорпорации "Роскосмос" со стороны Заказчика (Н. Г. Горбановский, заместитель директора ЦУАРНТД).

Соисполнитель направляет Уведомление о создании РИД и форму 1 Исполнителю, а не Заказчику.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

Согласно замечаниям Роспатента, государственный учет РИД двойного назначения должен быть осуществлен на РИД, правообладателем которых является головной Исполнитель, поэтому необходимо представлять копию охранного документа, документы, подтверждающие создание РИД по конкретному государственному контракту, а также Уведомление с приложениями (если ранее не направлялись) для подтверждения со стороны Госкорпорации "Роскосмос" правомерности закрепления прав на РИД за Исполнителем. Процедура проведения аудита таких РИД в настоящий момент прорабатывается в целях минимизации трудозатрат Заказчика и предприятий РКП.

К наиболее частым затруднениям в процессе идентификации РИД при осуществлении государственного учета является представление формы 1 на промежуточный РИД. Исполнитель направляет форму 1 на такой результат, при этом часто без представления уведомления о создании РИД и в перечне РИД указывает, что РИД не создан.

icon-q

Справочно

Форма 1 должна представляется Заказчику только на выявленный охраноспособный РИД в соответствие с Регламентом № 60, Отраслевой матрицей выбора формы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных организациями ракетно-космической промышленности в ходе выполнения научно-исследовательских, опытноконструкторских работ, Заказчиком по которым выступает Госкорпорация "Роскосмос", в том числе в рамках работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденной приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 01.09.2020 № 235 и планируемыми показателями при выполнении НИОКР (ПлРИД).

При выявлении РИД Исполнитель направляет в ЦУАРНТД уведомление о создании РИД с полным комплектом документов, в том числе от соисполнителя и форму 1.

Если РИД создан соисполнителем, то соисполнитель направляет Исполнителю Уведомление Исполнителя и уведомления авторов о создании РИД.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

В сопроводительных письмах необходимо указывать номер письма, если форма 1 направлялась ранее, корректно указывать номера и шифры государственных контрактов, номера решений Заказчика о правовой охране результата интеллектуальной деятельности, созданного по государственному контракту (далее Решение).

Решение Заказчика определяет ключевые признаки РИД (форму и порядок его правовой охраны, принадлежность исключительных прав и необходимые мероприятия по правовой охране, которые принципиально важны для последующих этапов жизненного цикла РИД).

Осуществление дальнейших процедур, как правило, связано с подготовкой различных материалов и документов, которые будучи подготовленными без учета Решения Заказчика, в большинстве случаев потребуют частичной или полной корректировки.

Законодательством Российской Федерации в области государственного учета РИД, условиями государственных контрактов на выполнение НИОКР также предусмотрен определенный порядок и сроки представления форм 1. При этом заключение государственного контракта является отправной точкой в процессе идентификации РИД, его правовой охране, учету и вовлечению в гражданско-правовой оборот РИД.

В отношении государственных контрактов, заключенных с 01 января 2019 первым этапом процесса идентификации РИД, является представление в установленные сроки Исполнителем государственного контракта ПлРИД.

Процедура разработки и утверждения ПлРИД осуществляется в целях планирования объема и структурирования РИД, предполагаемых к выявлению в результатах работ, и содержат только предполагаемые виды РИД.

Также необходимо отметить, что в случае заключения дополнительных соглашений необходимо представить откорректированные ПлРИД.

На практике Уведомление представляется Заказчику вместе с отчетными документами по этапу, а нередко и позднее. Необходимо отметить, что в организациях отрасли подготовкой проекта уведомлений занимаются тематические подразделения и согласовываются структурным подразделением организации по управлению ИС. При этом тематическое подразделение и/или структурное подразделение организации по управлению ИС не всегда обладает сведениями о согласованных ПлРИД, что в свою очередь приводит к представлению в адрес государственного Заказчика уведомлений на промежуточные РИД.

Представление комплектов документов на промежуточные РИД (Уведомление Исполнителя, форма 1) приводит к необходимости принятия Заказчиком решения об объединении РИД, а в случае направления Заказчику уведомлений и форм 1 на промежуточные РИД, полученные при выполнении разных этапов с большим временным разрывом, возникает риск осуществления государственного учета на промежуточный РИД, который в дальнейшем будет объединен, а также название и форма правовой охраны которого могут быть изменены.

Чем качественнее, точнее подготовлены Исполнителем все материалы необходимые для принятия Заказчиком решения о правовой охране РИД, тем меньше риски осуществления двойного учета или учета РИД, на который потом выходит дополнительное решение об изменении правой охраны, объединении РИД, переименовании РИД.

icon-q

Справочно

В целях информирования о порядке доведения Решения в адрес Исполнителя направленно информационное письмо от 02.03.2022 № ФГ-2051, в соответствии с которым с 27.09.2019 Решения (без пометок ДСП) доводятся до организаций отрасли только по электронной системе документооборота на имя генерального директора в день утверждения.

По Решениям (как и всем внутренним документам) в системе электронного документооборота руководителю организации РКП незамедлительно направляется задание на рассмотрение, при этом у делопроизводителей есть возможность отслеживать данные задания.

Отдельно отметим, что с 2019 года Уведомления в соответствии с условиями государственных контрактов направляются организациями РКП в адрес ЦУАРНТД и представление Уведомлений в иные структурные подразделения Госкорпорации "Роскосмос" является не исполнением государственных контрактов.

Типовая форма решения государственного Заказчика содержит поручение организации РКП по осуществлению мероприятий, которые необходимо провести организации по представлению документов для государственного, бухгалтерского (бюджетного) учета в качестве нематериального актива и корпоративного учета, а также подготовки/представлению комплектов документов, необходимый для закрепления прав на РИД.

В случае принятия решения Заказчиком об объединении / разделении РИД, переименовании РИД, изменении формы правовой охраны, сферы назначения РИД или распределения прав, Исполнителю в течение 10 (десяти) рабочих дней после утверждения Решения необходимо

·

представить форму 1 с указанием наименования согласно Решению на объединенный РИД, при этом необходимо сформировать надлежащим образом разделы в отношении авторов результатов, документации и т.д. В сопроводительном письме необходимо указать информацию о первично представленных формах 1, взамен которых представляется новая;

·

представить формы 1 с указанием наименования согласно Решению Заказчика на каждый самостоятельный РИД, при этом необходимо сформировать надлежащим образом разделы в отношении авторов результатов, документации и т.д.! В сопроводительном письме необходимо указать информацию о первично представленной форме 1, взамен которой представляются новые;

·

представить форму 1 с указанием нового наименования РИД согласно Решению Заказчика. В сопроводительном письме необходимо указать информацию о первично представленной форме 1, взамен которой представляется откорректированная;

·

представить форму 1 с указанием новой формы правовой охраны РИД согласно Решению Заказчика. В сопроводительном письме необходимо указать информацию о первично представленной форме 1, взамен которой представляется откорректированная;

·

представить форму 1 с указанием корректного объема прав Российской Федерации согласно Решению Заказчика. В сопроводительном письме необходимо указать информацию о первично представленной форме 1, взамен которой представляется откорректированная.

Осуществление государственного учета РИД двойного назначения, права на которые закреплены за Исполнителем

Исполнителям государственных контрактов на выполнение НИОКР необходимо провести проверку в отношении всех РИД двойного назначения, права на которые закреплены за Исполнителем и направить в ЦУАРНТД:

·

письмо с просьбой подтвердить правомерность закрепления прав на РИД двойного назначения;

·

документы, подтверждающие создание РИД в рамках государственного контракта (акт инвентаризации, согласованный Госкорпорацией "Роскосмос", перечень РИД, решение Заказчика и т.д.);

·

форму для государственного учета РИД в соответствии с требованиями к учету РИД двойного назначения в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе, подписанную уполномоченным лицом организации, и в электронном виде в форматах PDF и Excel.

Заказчик ( ЦУАРНТД) проводит проверку правомерности закрепления прав на РИД двойного назначения и по ее результатам направляет Исполнителю:

·

в случае если права на РИД закреплены правомерно, то ЦУАРНТД направляет Исполнителю согласованные формы 1;

·

в случае если права на РИД закреплены неправомерно, то ЦУАРНТД направляет Исполнителю письмо о необходимости переоформления прав и возвращает формы 1 для доработки.

Типичные ошибки, возникающие при заполнении Исполнителями форм 1 и 2

При проведении анализа результатов НТЭ можно выявить и сформулировать достаточно однотипные, повторяющие ошибки, допускаемые Исполнителями государственных контрактов при заполнении форм учета, например:

1

Нарушение порядка представления форм 1 и 2.

2

Нарушение сроков представления форм 1 и 2.

3

Представление неполного комплекта документов (отсутствует Уведомление Исполнителя, и иные материалы).

4

Представление материалов, содержащих противоречивые сведения (не совпадают государственные контракты с другими документами по контракту).

5

Представление некорректно заполненных форм 1 и 2.

6

Повторное представление формы 1 после принятия Заказчиком решения о правовой охране РИД или доработки формы 1 (изменения названия РИД, объединения РИД, разделения РИД, исправления некорректной информации без указания в сопроводительном письме реквизитов первичного письма и письма Госкорпорации "Роскосмос о направлении на доработку форм 1).

7

Представление форм 1, содержащих идентичные наименования РИД по разным государственным контрактам.

8

Представление одной формы 1 или 2 на несколько РИД.

9

Некорректное заполнение пункта 1.16 "Перечень документации, содержащей сведения о результате": отсутствие реквизитов документов, позволяющих их однозначно идентифицировать, отсутствуют названия организации, в которой хранится документация, адреса и телефона организации.

10

Некорректное заполнение пункта 1.17 "Наименование обладателя документации" (в данном пункте должно быть указано: "Российская Федерация, от имени которой выступает Госкорпорация "Роскосмос").

11

Указание в пункте 4.3 "Договор о конфиденциальности сведений и результатах" фразы "не заключался" является не корректным, так как все государственные контракты содержат положения о конфиденциальности.

12

Технические ошибки, допускаемые при заполнении форм 1. К наиболее распространенным ошибкам относятся (указание некорректных кодов в пп. 1.4 - 1., указание не всех цифр ОКОГУ, пропуск букв или цифр в номере/дате государственного контракта, указание не всех цифр ОКОГУ; ошибки в номерах статей ГК РФ)

13

Отсутствие в правом верхнем углу форму 1 категории сведений, содержащихся в форме 1 и 2, некорректное указание категории. Указывается одна самая высокая категория сведений, содержащихся в форме 1. Если форма 1 по учету РИД содержит сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, то форма помечается надписью "конфиденциально".

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

При исполнении государственного контракта на выполнение НИОКР, а также подготовке отчетных материалов, подготовке Уведомления Исполнителя, подготовке форм 1 и 2 соблюдать режим обращения с информацией, своевременно готовить заключение постоянно действующей технической комиссии и/или экспертной комиссии об о наличии/отсутствии в материалах РИД сведений, составляющих государственную тайну и о возможности открытого опубликования, оформленное в соответствии с Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 24.05.2017 № 176 дсп "Об утверждении Положения о проведении экспертизы материалов, предназначенных для открытого опубликования".

Нарушение режима обращения с информацией ведет к нарушению законодательства Российской Федерации, нормативноправовых актов и внутренних документов Госкорпорации "Роскосмос" и может привести к раскрытию сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, к проведению "служебных проверок", а также применения мер административной и иной ответственности.

14

Представление материалов, содержащих сведения, противоречащие самому смыслу подготовки формы 1, как формы учета результата интеллектуальной деятельности (например, заполнение подразделов 4 и 5 формы 1 следующими фразами "Объектов интеллектуальной собственности на данный результат не имеется", "Сведения об объекте интеллектуальной собственности отсутствуют", "Авторов объектов интеллектуальной собственности на данный результат не имеется).

15

Несоответствие описания объекта учета требованиям Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утверждённых Приказом № 174/179.

16

Представление формы 1 на объекты, по которым принято решение Заказчика о нецелесообразности правовой охраны, а также представление формы 1 по государственным контрактам гражданского назначения.

17

Непредставление материалов на электронном носителе (не приложен диск и не загружены в систему документооборота электронные версии форм 1 и 2).

18

Указание в пункте 4.7 "Объем прав Российской Федерации на объект интеллектуальной собственности" в соответствии с Решением Заказчика:

·

исключительное право,

·

исключительное право принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступает Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" и Исполнителю совместно,

·

исключительное право на РИД, созданные по государственному контракту, принадлежит Исполнителю. Головной Исполнитель по требованию государственного или муниципального Заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование.

Указание в пункте 4.7 "Объем прав Российской Федерации на объект интеллектуальной собственности" фразы "в полном объеме". Данная фраза является некорректной, так как интеллектуальные права включают в себя исключительные (имущественные) права, личные неимущественные права и иные права. Согласно статьям 129 и 1373 ГК РФ Заказчику передаются только исключительные права и право на получение патента (в отношении объектов патентного права).

19

Заполнение пункта 4.9 "Территория и срок действия" согласно решению Заказчика о правовой охране РИД и ГК РФ. Некорректное заполнение пункта 4.9: указание срока полезного использования или отсутствие сведений. В данном пункте указывается срок действия исключительного права, а не срок полезного использования. Точные формулировки приведены в презентации к вебинару от 02.11.2022 "Государственный учет РИД военного, специального и двойного назначения. Нормативная база и изменения в законодательстве. Типичные ошибки при заполнении форм "

20

Недостоверное или некорректное заполнение Подраздела 5 "Сведения об авторах объектов учета или их составных частей"

Уведомление Заказчика является документом, подтверждающим авторство работников организации, наряду с уведомлениями авторов и Уведомлением Исполнителя о создании РИД.

Сведения об авторах в пункте 7 раздела 1 Уведомления Заказчика должны совпадать с сведениями об авторах из подраздела 5 формы 1 и сведениями об авторах в охранном документе (при наличии).

В случае, если авторы отказались быть упомянутыми, то необходимо получить официальный отказ от каждого автора, оформленный в простой письменном форме и заверенный собственноручной подписью автора, так как указание неполного состава авторов ведет к нарушению законодательства Российской Федерации, а также к предписаниям контрольно-надзорных органов при проведении проверок.

21

Представление формы 1 на объекты, по которым принято Решение Заказчика о нецелесообразности правовой охраны, а также представление формы 1 по государственным контрактам гражданского назначения (в случае если это не предусмотрено государственным контрактом).

При проведении НТЭ форм 2 по учету гражданских правовых договоров выявлены следующие типичные ошибки:

1

Указание в п. 6.2 нескольких объектов интеллектуальной собственности.yДанное указание является неверным, так как каждый оригинал формы 2 подшивается в отдельное дело, в связи с чем внести необходимые документы в дело каждого из объектов учета становится невозможным, а формирование дел с копией формы 2 не предусмотрено нормативными документами.Š

2

Заполнение п. 6.3 следующими фразами: "в полном объеме" или "100%".yДанные формулировки являются некорректными, так как по лицензионному договору объем передаваемых прав формулируется в ином виде. В данном случае корректным будет привести формулировку объема передаваемых прав в соответствии с лицензионным договором.Š

3

Заполнение п. 6.9 - 6.11 иными сведениями, которые не соотносятся со сведениями, указанными в форме 1.Š

4

Некорректное заполнение реквизитов Лицензиара и лицензиата в п. 6.1 - 6.22.

Следите за новыми выпусками, чтобы быть в курсе важных изменений!

Оставить отзыв о дайджесте