header
ДайджестПИ Архив дайджестов

В дайджесте представлена информация о наиболее актуальных и перспективных разработках в ракетно-космической отрасли на основе патентной информации.

Материалы для дайджеста подобраны с использованием следующих баз данных патентной информации: WIPO Patentscope, EPO Espacenet, EPO PATSTAT, ФИПС.

Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели

Шаговый электродвигатель – это электродвигатель с дискретными угловыми перемещениями ротора (подвижной части), осуществляемыми за счет импульсов сигнала управления. Вращение двигателя осуществляется «шагами», от чего происходит название устройства. Заданному числу электрических импульсов соответствует определенное число совершаемых шагов

Принцип функционирования шаговых двигателей представлен на рисунке 1. На данном рисунке изображены 4 обмотки, находящиеся под углом 90º относительно друг друга, относящиеся к статору (неподвижной части) шагового электродвигателя. В момент подачи напряжения U1 на первую обмотку происходит поворот ротора на угол 90º. В случае поочередной подачи напряжений U2, U3, U4 на соответствующие обмотки вал продолжит вращение. Для изменения направления вращения необходимо изменить очередность подачи импульсов на соответствующие обмотки

Системы связи
Рисунок 1 – Принцип функционирования шагового двигателя

Можно выделить следующие виды шаговых электродвигателей:

arrow-chevron

реактивные шаговые двигатели;

arrow-chevron

шаговые двигатели с постоянными магнитами;

arrow-chevron

гибридные шаговые двигатели;

Реактивный шаговый двигатель имеет ротор с явно выраженными полюсами, изготовленными из магнитомягких сплавов. Как правило, ротор набирается из пластин. Конструкция ротора реактивного шагового двигателя в поперечном разрезе напоминает шестерню с зубцами (рисунок 2). Выключенный реактивный шаговый двигатель не имеет фиксирующего (тормозящего) момента при вращении вала.

Системы связи
Рисунок 2 – Конструкция реактивного шагового двигателя
(источник: https://engineering-solutions.ru/motorcontrol/stepper/)

Данные двигатели применяются, когда требуется обеспечить не очень большой момент и когда допустимы достаточно большие углы поворота двигателя.

Шаговый двигатель с постоянными магнитами имеет ротор, изготовленный из постоянного магнита, в котором может быть два или большее количество полюсов (рисунок 3). Вращение ротора обеспечивается притяжением или отталкиванием магнитных полюсов электрическим полем при подаче напряжения в соответствующие обмотки. Статор обычно имеет две фазы.

Системы связи
Рисунок 3 – Конструкция шагового двигателя с постоянными магнитами
(источник: https://engineering-solutions.ru/motorcontrol/stepper/)

Шаговые двигатели с постоянными магнитами создают большие вращающие моменты и обеспечивают фиксацию ротора при снятии управляющего сигнала.

Гибридные шаговые двигатели были созданы с целью объединения лучших свойств реактивных шаговых двигателей и шаговых двигателей с постоянными магнитами.

Ротор гибридного шагового двигателя представляет из себя цилиндрический постоянный магнит, намагниченный вдоль продольной оси. Конструктивно ротор представляет собой два круглых полюса, на поверхности которых нанесены радиальные зубья (рисунок 4). Зубья верхней половины ротора являются северными полюсами, а зубья нижней половины южными.

Системы связи
Рисунок 4 – Конструкция гибридного шагового двигателя
(источник: https://engineering-solutions.ru/motorcontrol/stepper/)

Верхняя и нижняя половины ротора повернуты друг относительно друга на половину угла шага зубьев (рисунок 5 а). Число пар полюсов ротора равно количеству зубьев на одной из его половин.

Статор обычно имеет две или четыре фазы, распределенные между парами явно выраженных полюсов (рисунок 5 б). Статор также имеет зубья, обеспечивающие большое количество эквивалентных полюсов, в отличие от основных полюсов, на которых расположены обмотки.

Системы связи Системы связи
(а) (б)
Рисунок 5 - (а) Ротор гибридного шагового двигателя (б) Статор гибридного двигателя
(источник: https://engineering-solutions.ru/motorcontrol/stepper/)

Принцип работы гибридного шагового двигателя заключается в том, что при попарной подаче тока в противоположные обмотки происходит подтягивание разноименных полюсов ротора, расположенных за зубьями статора и отталкивание одноименных, идущих перед ними по ходу вращения.

Гибридные шаговые двигатели обеспечивают меньшую величину шага, больший момент и большую скорость. Широкое применение шаговые двигатели получили в станках с числовым программным управлением (ЧПУ), робототехнике, устройствах хранения и считывания информации

К преимуществам шаговых двигателей можно отнести:

arrow-chevron

соответствие угла поворота числу поданных импульсов;

arrow-chevron

сохранение фиксации двигателя после остановки вращения;

arrow-chevron

точное позиционирование (3 5% от установленного шага);

arrow-chevron

высокая скорость старта, реверса, остановки;

arrow-chevron

высокая надежность за счет отсутствия трущихся компонентов для токосъема, в отличии от коллекторных двигателей;

arrow-chevron

широкий диапазон управления скоростью оборотов вала за счет изменения частоты электрических импульсов.

Выявление стран-лидеров по количеству патентных публикаций

Поиск патентных публикаций (заявки, патенты на изобретения, полезные модели) по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» проводился в следующих базах патентной информации:

arrow-chevron

база данных ФИПС (Российская Федерация);

arrow-chevron

база данных Patentscope (Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС);

arrow-chevron

база данных Espacenet (Европейское патентное ведомство ЕПВ).

В результате поиска по подклассам МПК H02K, H02N, H02P и ключевым словам stepper motor, step motor, stepping motor и hybrid было получено распределение патентных публикаций по странам за период c 2000 г. по 2021 г., представленное на рисунках 6 и 7.

Системы связи
Рисунок 6 – Распределение патентных публикаций по теме «Высокоскоростные
гибридные шаговые электродвигатели» по странам за период с 2000 г. по 2021 г.
Системы связи
Рисунок 7 Количество патентных публикаций по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» в период с 2000 г. по 2021 г.

На рисунке 8 представлено распределение количества патентных публикаций по годам за период с 2000 г. по 2021 г.

Системы связи
Рисунок 8 Распределение количества патентных публикаций по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые
электродвигатели» по годам за период с 2000 г. по 2021 г.

На рисунках 9 и 10 представлено распределение количества патентных публикаций по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» среди стран лидеров за период с 2000 г. по 2009 г. и с 2010 г. по 2021 г. соответственно.

Системы связи
Рисунок 9 Количество патентных публикаций среди стран лидеров по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые
электродвигатели» за период с 2000 г. по 2009 г.
Системы связи
Рисунок 10 Количество патентных публикаций среди стран лидеров по теме
«Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» за период с 2010 г. по 2021 г.

Из распределений, представленных на рисунках 8 10, можно сделать вывод, что, начиная с 2000 г., наблюдается общая тенденция увеличения количества патентных публикаций по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели». В период с 2000 г. по 2009 г. лидирующие позиции по количеству патентных публикаций по данному направлению занимала Япония. В период с 2010 г. по 2021 г. лидирующие позиции по количеству патентных публикаций занимал Китай, а Япония находилась на втором месте. На третьем месте по количеству патентных публикаций в период с 2000 г. по 2021 г. находились США.

Выявление организаций-лидеров по количеству патентных публикаций

На рисунке 11 представлено распределение количества патентных публикаций по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» за период с 2010 г. по 2021 г. Распределение представлено для 10-ти компаний, имеющих наибольшее количество публикаций.

Системы связи
Рисунок 11 – Распределение патентных публикаций иностранных компаний по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» за
период с 2010 г. по 2021 г.

Так как Китай, Япония и США являются лидерами по количеству патентных публикаций, целесообразно рассмотреть патентные публикации патентных ведомств данных стран.

На рисунке 12 представлено распределение патентных публикаций китайского патентного ведомства за период с 2010 г.по 2021 г. по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели». Распределение представлено для организаций, имеющих наибольшее количество публикаций.

Системы связи
Рисунок 12 – Распределение патентных публикаций патентного ведомства Китая за период
с 2010 г. по 2021 г. по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели».

На рисунках 13 и 14 представлены аналогичные распределения патентных публикаций патентных ведомств Японии и США соответственно.

Системы связи
Рисунок 13 – Распределение патентных публикаций патентного ведомства Японии по теме
«Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» за период с 2010 г по 2021 г.
Системы связи
Рисунок 14 – Распределение патентных публикаций патентного ведомства США по теме
«Высокоскоростные гибридные шаговые электродвигатели» за период с 2010 г по 2021 г.

Из распределений, представленных на рисунках 12 – 14, можно сделать вывод, что на территории Китая подают заявки и получают охранные документы преимущественно организации, зарегистрированные в Китае. При этом на территории Японии и США патентуют свои разработки компании, зарегистрированные в разных странах. Например, на территории Японии получают охранные документы как японские компании, так и компании, зарегистрированные, например, в США и Южной Корее. На территории США патентуют разработки компании из США, Японии, Китая, Тайваня и других стран.

На втором месте по количеству публикаций в патентном ведомстве Китая находится компания Changzhou Baolong Motor Co. Основным направлением деятельности компании является производство электродвигателей, шаговых двигателей, моторов, редукторов и сервоприводов. Компания осуществляет поставки продукции в Северную и Южную Америку, страны Европы, Азии. Продукция находит применение в системах безопасности, медицинских приборах, офисной технике и промышленном оборудовании.

Наибольшее количество патентных публикаций в патентном ведомстве Японии имеет компания Minibea Mitsimi Inc., которая является одной из крупнейших организаций, изготавливающих детали и элементы машин, а также электромеханические устройства. Например, компания является крупным поставщиком прецизионных механических устройств, различных датчиков, электродвигателей, вентиляторов и, в том числе, шаговых двигателей.

Наибольшее количество патентных публикаций в патентном ведомстве США имеет компания Lin Engineering Inc. Основным направлением работы компании является создание устройств, обеспечивающих управление движением. Линейка продуктов компании включает гибридные шаговые электродвигатели, сервоприводы, редукторы и др.

Рост количества патентных публикаций по направлению «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» может быть объяснен тем, что данные двигатели активно применяются в станках и устройствах с ЧПУ, в робототехнике, компьютерной технике. Например, одно из свойств шаговых двигателей – отсутствие свободного вращения – позволяет обойтись без датчика положения, т.к. угол на который был сделан поворот двигателя уже известен контроллеру.

Анализ патентной и публикационной активности в Российской Федерации

Так как в настоящее время в мире активно проводятся разработки по созданию и внедрению гибридных шаговых двигателей, целесообразно проанализировать публикационную активность российских организаций.

На рисунке 15 представлено распределение публикаций непатентной литературы по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» за период с 2012 г. по 2021 г. (по данным портала eLibrary).

Системы связи
Рисунок 15 – Распределение публикаций непатентной литературы по теме «Высокоскоростные гибридные
шаговые двигатели» за период с 2012 г. по 2021 г. (по данным портала eLibrary)

На рисунке 16 представлено распределение публикаций непатентной литературы по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» по организациям за период с 2010 г. по 2021 г. Распределение представлено для организаций, имеющих наибольшее количество публикаций.

Системы связи
Рисунок 16 – Распределение публикаций непатентной литературы по теме «Высокоскоростные гибридные
шаговые двигатели» за период с 2010 г. по 2021 г. по организациям (по данным портала eLlibrary).

Из распределений, представленных на рисунках 15 и 16, видно, что за период с 2010 г. по 2021 г. наблюдается увеличение количества публикаций непатентной литературы по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели». Можно сделать вывод, что в России наблюдается увеличение количества исследовательских работ по данному направлению. При этом публикации непатентной литературы осуществляются образовательными и научно-исследовательскими организациями. Из анализа распределений, представленных на рисунках 6, 7, 9, 10 и 16 следует, что данные организации не рассматривают возможность потенциальной коммерциализации полученных результатов. Кроме того, иностранные организации также не рассматривают возможность охраны своих разработок на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что на российском рынке присутствуют российские компании, производящие шаговые двигатели. В связи с этим, можно сделать вывод, что данные организации либо выбирают для своих технологий форму правовой охраны «секрет производства (ноу-хау)», либо не принимают меры по охране своих разработок.

Анализ трендов патентования технологий в сфере гибридных шаговых двигателей

В результате анализа патентной информации по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» было получено распределение патентных публикаций по группам МПК (рисунок 17). Распределение представлено по 6-ти группам МПК, по которым выявлено больше всего публикаций.

Системы связи
Рисунок 17 – Распределение патентных публикаций по группам МПК.

В результате анализа было выявлено, что патентные публикации распределяются по следующим группам МПК:

arrow-chevron

МПК H02K 37/04 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора с роторами, расположенными внутри статора;

arrow-chevron

МПК H02K 37/00 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора;

arrow-chevron

МПК H02K 37/14 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора с магнитами, вращающимися внутри якорей;

arrow-chevron

МПК H02K 1/27 – Сердечники с постоянными магнитами для роторов;

arrow-chevron

МПК H02P 8/00 – Устройства для регулирования электрических двигателей с шаговым вращением ротора;

arrow-chevron

МПК H02P 8/14 – Устройства для управления скоростью или числом оборотов и крутящим моментом;

arrow-chevron

МПК H02K 1/14 – Сердечники статора с явными полюсами;

arrow-chevron

МПК H02K 5/24 – Кожухи, корпуса, опоры, предназначенные для подавления и ослабления шумов и вибраций;

arrow-chevron

МПК H02K 5/04 – Кожухи или корпуса, характеризующиеся сечением, формой или конструктивным выполнением;

arrow-chevron

МПК H02K 37/24 – Двигатели с вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора. Конструктивная связь с вспомогательными механическими устройствами;

arrow-chevron

МПК H02P 8/22 – Устройства для регулирования электрических двигателей с шаговым вращением ротора. Управление размером шага, промежуточный шаг, например, микрошаг;

arrow-chevron

МПК H02K 37/14 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора с роторами, расположенными вокруг статоров;

arrow-chevron

МПК H02K 1/12 – Элементы конструкции магнитной цепи. Неподвижные части магнитной цепи;

arrow-chevron

МПК H02K 37/12 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора с неподвижными якорями и вращающимися магнитами;

arrow-chevron

МПК H02K 5/10 – Кожухи, корпуса, опоры с устройствами для защиты от попадания, например, воды или пальцев;

arrow-chevron

МПК H02K 1/16 – Элементы конструкции магнитной цепи. Сердечники статора с пазами для обмоток;

arrow-chevron

МПК H02K 37/10 – Двигатели с шаговым вращением якоря, не имеющие приводимого в движение якорем прерывателя или коммутатора типа постоянного магнита;

arrow-chevron

МПК H02K 1/24 – Сердечники ротора с явными полюсами.

Выводы

Патентная активность в сфере гибридных шаговых двигателей обусловлена, с одной стороны, преимуществами данного типа шаговых двигателей по сравнению с другими типами, а с другой – активным внедрением в производство и повседневную жизнь станков и устройств с ЧПУ, робототехники, устройств хранения и считывания информации, мобильной техники и т.д.

Существует тенденция увеличения количества патентных документов и публикаций научно-технической информации по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели». Большое количество заявок подается в патентные ведомства Китая, Японии и США.

Согласно проведенному анализу, патенты, охраняющие технические решения по теме «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели», будут востребованы в ближайшее время на мировом рынке. Таким образом, проведение работ по данному направлению и последующее патентование технических решений является перспективным.

Ввиду того, что охранные документы по направлению «Высокоскоростные гибридные шаговые двигатели» в Российской Федерации отсутствуют, российским компаниям на фоне активности иностранных конкурентов необходимо увеличить количество разработок по данному направлению, сформировать портфель прав и обеспечить патентование своих разработок по перспективным, с точки зрения коммерческой реализации, направлениям и технологиям. При этом, ввиду высокой активности патентования разработок зарубежными конкурентами, а также ввиду наличия большого количества публикаций по данному направлению, в настоящее время могут возникнуть сложности при патентовании перспективных разработок и технологий.

Наиболее цитируемые патенты по данным поисковых систем 2010 г.
Номер п/п Наименование патента, правообладатель Номер, дата публикации Территориальный охват

1

Method and device for controlling position sensorless motor
Способ и устройство для контроля положения бездатчикового двигателя
Seiko Epson Corporation

US6483270B1

19.11.2002

США
Япония
Тайвань

2

Hybrid stepping motor
Гибридный шаговый двигатель
Japan Servo Co.

US6674187B2

06.01.2004

США

3

Tool fixture used in hybrid stepping motor rotor iron core
Крепление инструмента, используемое в железном сердечнике гибридного шагового двигателя
Changzhou Control Motor Co., Ltd.

CN202846421

03.04.2013

Китай

4

Integrated multi turn absolute position sensor for high pole count motors
Встроенный многооборотный датчик абсолютного положения для двигателей с большим числом полюсов
QuickSilver Controls, Inc.

US9350216B2

24.05.2016

США
Япония
Гонконг

До новых встреч,
ваш #ДайджестПИ

Оставить отзыв о дайджесте