Перед Вами очередной выпуск тематического дайджеста по управлению интеллектуальной собственностью. Мы собираем самые важные новости и предлагаем их в удобном формате.
Данный выпуск посвящен вопросам, касающимся роли и места интеллектуальной собственности в технологиях дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), а также основным понятиям и нормам, закрепленным в законодательстве, структуре системы ДЗЗ, особенностям регулирования технологии ДЗЗ в других государствах
В настоящее время технологии ДЗЗ из космоса представляют собой незаменимый инструмент изучения и постоянного мониторинга нашей планеты, помогающий эффективно использовать и управлять ее ресурсами. Современное развитие технологий ДЗЗ расширяет сферу их применения, охватывая все стороны нашей жизни, работу, бизнес, дом и семью.
Изображения, полученные спутниками ДЗЗ, находят применение во многих отраслях - сельском хозяйстве, геологических и гидрологических исследованиях, лесоводстве, охране окружающей среды, планировке территорий, в образовательных и других целях
Космические системы ДЗЗ позволяют за короткое время получить необходимые данные с больших площадей (в том числе труднодоступных и опасных участков).
Потребителями данных ДЗЗ в настоящее время в основном являются министерства и ведомства, при этом подобная информация имеет отдельный потенциал коммерциализации, как за счет продажи отдельных снимков уникальных событий, так и за счет предоставления права использования базы данных, содержащих информацию по разным направлениям, на основе данных полученных со спутников по результатам дистанционного зондирования.
Построение российской государственной космической системы дистанционного зондирования Земли осуществляется на основании следующих документов:
Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 14.01.2014 № Пр-51);
Федеральной космической программы России на период до 2025 года;
Государственной программы «Космическая деятельность Российской Федерации на период до 2025 года».
Основными нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется регулирование области ДЗЗ, являются:
Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса (заключена в Москве, 19.05.1978 г.);
Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса (утверждены Резолюцией 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);
Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-I «О космической деятельности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №689 «Об определении оператора федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и его полномочий»;
постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2019 №1087 «Об утверждении Положения о порядке и особенностях предоставления данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2019 №1377 «Об утверждении Регламента информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных»;
Законопроект «О дистанционном зондировании Земли из космоса» (подготовлен Госкорпорацией «Роскосмос», ID проекта 02/04/06-21/00116631, не внесен в ГД ФС РФ).
Порядок ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса иопределения оператора данного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 11, 12 п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»). Федеральный фонд данных находится в ведении уполномоченного органа по космической деятельности (Госкорпорация «Роскосмос»). Ведение федерального фонда данных, в том числе включение данных и копий данных в федеральный фонд данных, их учет, хранение и предоставление заинтересованным лицам, а также создание, хранение метаданных иразмещение их на официальном сайте винформационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляется оператором федерального фонда данных (п. п. 6, 7 ст. 31 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»).
Ведение федерального фонда данных осуществляется в следующем порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2019 № 1086 «Об утверждении Правил создания и ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и Правил передачи федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им бюджетными и казенными учреждениями копий данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса»):
получение данных и копий данных их хранение и учет (за счет средств федерального бюджета)
организация хранения данных и копий данных;
получение информации о данных, содержащихся в других государственных фондах, их анализ и запись в каталог федерального фонда;
обеспечение доступа пользователей к каталогу, данным и копиям данных;
обеспечение поиска данных и копий данных по заданным параметрам (тип космического аппарата, дата и время съемки, координаты района съемки);
получение и учет заявок пользователей на предоставление данных и копий данных из федерального фонда;
предоставление данных и копий данных в соответствии с заявками;
проведение анализа наличия данных икопий данных вфедеральном фонде, удовлетворяющих требованиям заявки;
осуществление выдачи данных и копий данных пользователям;
резервное копирование электронных баз данных федерального фонда и новых данных с обеспечением возможности восстановления с резервных копий;
контроль целостности информации, правомерности ее изменения, копирования и уничтожения;
обеспечение сохранности информации и своевременная замена носителя информации.
Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли создавалась в рамках Федеральной космической программы России на период 2006-2015 и является общефедеральным проектом по интеграции в единое геоинформационное пространство всех информационных ресурсов ДЗЗ на территории страны. Проект объединил унифицированными техническими стандартами в рамках иерархии всю наземную инфраструктуру, обеспечивающую управление целевым применением российских космических аппаратов ДЗЗ, прием информации, ее обработку и передачу потребителям.
Развитие технологий и методов обработки данных ДЗЗ заключается в формировании сервисов и услуг на основе данных ДЗЗ, а также облачного хранилища данных ДЗЗ, позволяющее в отличие от существующих на сегодняшний день технологий доступа к данным через проводные линии связи, обеспечивать доступ к ним в онлайн режиме всем, прежде всего государственным потребителям. На сегодняшний день одной из тенденций развития космических технологий в части обработки данных систем является переход от простого предоставления данных ДЗЗ, к развитию и предоставлению потребителям готовых продуктов и прикладных специализированных сервисов.
Совокупный портфель прав интеллектуальной собственности обеспечивающий правовую охрану ведения федерального фонда данных ДЗЗ, эксплуатации ЕТРИС ДЗЗ и иных научно-исследовательских, опытноконструкторских работ, направленных на создание средств хранения, обработки и публикации данных ДЗЗ из космоса, составляет около 70 объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает Госкорпорация «Роскосмос».
Итак, давайте разберемся с основным термином «данные ДЗЗ».
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» данными ДЗЗ из космоса являются первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры ДЗЗ, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.
Согласно Конвенции о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса «данные дистанционного зондирования Земли из космоса» означает первичные данные, которые были получены дистанционными датчиками, установленными на космических объектах, и переданы с них по телеметрическим каналам в виде электромагнитных сигналов или непосредственно в виде фотопленок или магнитных записей, а также предварительно обработанные данные, полученные из этого потока данных, которые могут быть использованы для последующего анализа
Согласно Принципам по дистанционному зондированию Земли из космоса:
«первичные данные» означает такие необработанные данные, которые получаются с помощью аппаратуры дистанционного зондирования, установленной на борту космического объекта, и которые передаются или доставляются на Землю из космоса посредством телеметрии в виде электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами
«обработанные данные» означает материалы, являющиеся результатом такой обработки первичных данных, которая необходима для обеспечения возможности пользоваться этими данными
«проанализированная информация» означает информацию, полученную в результате интерпретации обработанных данных, дополнительно введенных данных и сведений из других источников.
Проектом Федерального закона вводится новый термин «продукты дистанционного зондирования Земли из космоса» - обработанные первичные данные, полученные в результате их геопривязки, радиометрической и геометрической коррекции, а также дополнительной обработки.
Подходы к регулированию деятельности в области ДЗЗ в разных странах отличаются.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие ДЗЗ, в других странах:
Remote Sensing Data Policy (2001 и 2011)
National Data Sharing and Accessibility Policy (2012)
Space Based Remote Sensing Policy of India (2020)
Remote Sensing Space Systems Act (2005)
Remote Sensing Space Systems Regulations (2007)
Закон № 2008 от 3 июня 2008 г. О космических операциях (Loi №2008-518 du 3 Juin 2008 relative aux opérations spatiales)
Decree №2009-640 of 9 June 2009 implementing the provisions provided for in Title VII of Space Operations Act
Land Remote-Sensing Commercialization Act (1984)
Land Remote Sensing Policy Act (1992)
U. S. Commercial Remote Sensing Policy (2003)
Национальная политика безопасности данных для космических систем дистанционного зондирования Земли (2007)
Специального регулирования нет. Общие акты:
Space Activities Act (1998)
Space (Launches and Returns) Act (2018)
Advancing Space: Australian Civil Space Strategy (2019)
Регулирование осуществляется посредством экспортного контроля и разрешительно-лицензионной системы. Качество и защита данных обеспечиваются путем соблюдения международных FAIR data principles, основанных на стандарте ISO 19115
Постановление (EC) 2021/696 Европейского парламента и Совета от 28 апреля 2021 года, учреждающее Космическую программу Союза и Агентство Европейского союза по космической программе и отменяющее Постановления (ЕС) №912/2010, (ЕС) №1285/2013 и (ЕС) № 377/2014 и Решение № 541/2014/ЕС (2021)
При этом в каждой стране имеются свои национальные особенности регулирования области ДЗЗ, орган, отвечающий за хранение данных, а также порядок доступа к данным ДЗЗ:
Регистрации/авторизации подлежит:
Полномочиями на закупку данных ДЗЗ и иностранных поставщиков имеют только Национальный центр ДЗЗ Индийского национального космического агентства и Antrix Corporation Ltd
Национальный центр дистанционного зондирования
Национальная система управления природными ресурсами.
Единственный и эксклюзивный владелец всех данных ДЗЗ - Правительство Индии.
Данные ДЗЗ доступны пользователям через NRSC Data Centre на коммерческой основе) и Bhuvan Geoportal (принадлежит ISRO) на бесплатной, общедоступной основе
Заявка на получение лицензии может быть подана любым лицом, имеющим гражданство Канады или осуществляющим предпринимательскую деятельности в Канаде.
Формальная экспертиза рассмотрения заявки занимает 180.
По согласованию с Министром иностранных дел, торговли и развития (Министр международных дел Канады) лицензия может быть передана другому лицу.
Министр национальной обороны может потребовать (за плату в течение 15 дней) от лицензиата предоставления на разумных основаниях любой услуги, которая, по его мнению, является желанной для обороны Канады или безопасности канадских вооруженных сил.
Исследовательский центр дистанционного зондирования, Университет Квинсленда
Первичные (необработанные) данные передаются правительству зондируемого государства, лицензиату, или участнику проекта, или лицу, которому они могут быть переданы на основании разрешения Министра иностранных дел, торговли и развития. Обработанные данные передаются на платных условиях
Первичные (необработанные) данные передаются правительству зондируемого государства, лицензиату, или участнику проекта, или лицу, которому они могут быть переданы на основании разрешения Министра иностранных дел, торговли и развития.
Обработанные данные передаются на платных условиях.
Полномочиями по установлению ограничений деятельности в области ДЗЗ обладает Генеральный секретарь национальной обороны и безопасности (по согласованию с межведомственной комиссией).
Оператор
Предоставление информации оплачиваться по среднерыночным ценам
Возможность изменения условий лицензии в процессе получения.
Многоступенчатый характер согласования.
Лицензия не является активом.
Судебный порядок отзыва лицензий.
Министерство торговли США по согласованию с другими заинтересованными ведомствами США выдает лицензию на использование частных КА ДЗЗ. Лицензия выдается Федеральной комиссией по связи в течение 120 дней, применяемые во время ДЗЗ.
Национальный архив спутниковых данных дистанционного зондирования Земли
Геологическая служба (США)
Режим распространения данных ДЗЗ зависит от источника финансирования:
Лицензия может быть выдана: юридическому лицу, зарегистрированному по праву ФРГ; ассоциациям, зарегистрированным на территории ФРГ; иностранным юридическим лицам, имеющим головной офис на территории ФРГ (с долей 25%).
При этом под лицензирование подпадает в том числе деятельность по управлению КА ДЗЗ, если она осуществляется с территории ФРГ.
Лицензия может быть изменена или уточнена. Под действие лицензии не подпадает деятельность поставщиков продуктов, полученных на базе данных ДЗЗ (обработанные данные, снимки)
Провайдер данных действует на основе допуска
Предоставление данных для государственных нужд (если они связаны с обороной, противодействием или чрезвычайными ситуациями в НАТО или в ФРГ) носит приоритетный характер. Предоставление такой информации оплачиваться по среднерыночным ценам. Чувствительность данных на предмет национальной безопасности определяет поставщик данных на основе компьютеризированных алгоритмов.
Любое юридическое лицо, имеющее иностранные инвестиции, либо предполагающее осуществлять поставку данных ДЗЗ за границу, обязана пройти процедуру экспортного контроля.
Министерство промышленности, науки, энергетики и ресурсов из соображений безопасности, обороны и обеспечения выполнения международных обязательств имеет право устанавливать ограничения на запуски КА, предназначенные для ДЗЗ.
Качество и защита данных предусматриваются правилами международного сообщества, которые гарантируют возможность нахождения, доступность, совместимость и возможность неоднократного использования данных ДЗЗ.
Акцент на лицензировании данных третьих сторон (лиц) для обеспечения их точности и совместимости, в том числе, с учетом требований национальной безопасности. Данные Космического наблюдения и слежения (Space Surveillance and Tracking (SST)) выделены в отдельный сегмент, наряду с данными сегментов «Космическая погода» (Space Weather, SWE) и «Околоземные объекты» (Near Earth Objects, NEO).
Если данные являются чувствительными к требованиям безопасности, Европейская комиссия может поручить закупку, надзор за приобретением, доступ к этим данных и их распространение одной или нескольким независимым доверенным организациям, которые должны создавать и вести реестр аккредитованных пользователей и предоставлять доступ к данным с ограниченным доступом на основе обособленного рабочего процесса.
Единая инфраструктура сервисов хранения и обработки данных государств-членов
Политика бесплатных, полных и открытых данных с соблюдением соответствующих условий и ограничений в целях содействия их использованию, обмену и распространению
Отдельно стоит уделить внимание регулированию области ДЗЗ в Европейском союзе, а именно Директиве 96/9/EC Европейского Парламента и Совета от 11.03.1996 о правовой охране баз данных (далее – Директива).
В Директиве раскрывается термин «база данных», который означает совокупность независимых произведений, данных или других материалов, организованных систематическим или методическим образом и индивидуально доступных с помощью электронных или других средств.
При этом дается определения понятиям «извлечение» и «повторное использование».
Так под «извлечением» понимается постоянный или временный перенос всего или значительной части содержимого базы данных на другой носитель любыми средствами и в любой форме.
Под «повторное использованием» любая форма предоставления публике всего или значительной части содержимого базы данных путем распространения копий, сдачи в аренду, онлайновой или других форм передачи. Первая продажа копии базы данных правообладателем или с его согласия исчерпывает право контроля за перепродажей этой копии.
В Директиве достаточно подробно описано правовое регулирование вопросов правовой охраны базы данных и ее содержимого.
Сегодня для создания аналитических продуктов и сервисов на основе данных ДЗЗ все чаще используются технологии больших данных и искусственного интеллекта. Так, например, уже традиционно нейронные сети успешно применяются при тематической обработке спутниковых изображений, а также при бортовой обработке целевой информации. Эти технологии позволяют улучшить существующие и создавать новые информационные продукты, которые являются крайне востребованными в различных отраслях экономики: строительстве, лесном и сельском хозяйстве, недропользовании, энергетике, экологии, а также при чрезвычайных ситуациях.
В нашей практике мы столкнулись с тем, что существующие в международных конвенциях и национальном законодательстве виды объектов интеллектуальной собственности (ИС) не позволяют эффективно охранять данные ДЗЗ и продукты, полученные на их основе. Это объясняется тем, что специфика данных ДЗЗ, в частности их слабая структурированность, автоматический режим сбора и, главное, видимое отсутствие творческого характера у получаемого результата, не позволяет нам соотнести их с «традиционными» видами ИС. Тем не менее, правовая охрана данных ДЗЗ является единственным способом защитить те существенные инвестиции, которые направляются на создание инфраструктуры, необходимой для их сбора и обработки. Кроме того, необходимо отметить несомненную ценность таких данных для науки и общества, особенно в экономике знаний, что также позволяет рассматривать данные ДЗЗ в качестве актива, и, следовательно, предполагает необходимость определения собственника (правообладателя) такого актива.
Сейчас при структурировании сделок, объектом которых являются данные ДЗЗ и продукты на их основе, мы сталкиваемся с вопросом, какой формат договора наилучшим образом отвечает этим правоотношениям: лицензионный договор (как для «традиционных» объектов ИС) или договор предоставления услуг (по аналогии с операторами мобильной связи, где пользователь фактически платит за использование инфраструктуры). Преимущества лицензионного договора заключаются в том, что он предоставляет необходимую гибкость в части последующей передачи прав и позволяет зафиксировать ограничения в отношении дальнейшего использования результатов. Однако при существующей правовой неопределенности в отношении вида ИС, к которому относятся данные, существует высокий риск оспаривания такого лицензионного договора.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 № 09АП-40054/2023 по делу № А40-24289/2021
Категория спора: НДС
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС
Обстоятельства: В проверяемом периоде Общество реализовывало в адрес своих контрагентов информационные массивы данных дистанционного зондирования земли, полученные при помощи орбитальных спутников, на основании лицензионных договоров. При расчете налогооблагаемой базы по НДС общество исключало полученный от данной деятельности доход, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Однако истцом не обосновано, что спутниковые снимки поверхности Земли, права на которые были предметом договоров с контрагентами общества, являются не базами данных, а изображениями.
При расчете налогооблагаемой базы по НДС Общество исключало полученный от данной деятельности доход, руководствуясь положениями пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При этом массивы данных, права на которые Общество передавало своим контрагентам, квалифицировались Обществом как базы данных.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекция пришла к выводу о безосновательности применения Обществом льготы, установленной положениями пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. По мнению Инспекции, изложенному в Решении и правовых позициях Инспекции по настоящему делу, спутниковые снимки поверхности Земли, права на которые были предметом договоров с контрагентами Общества, являются не базами данных, а изображениями. Основанием для доначисления НДС за проверяемый период и привлечения Общества к ответственности за налоговое правонарушение является неправомерное отнесение налогоплательщиком хозяйственных операций к необлагаемым НДС ввиду несоответствия фактически реализованных по договорам данных типу «база данных».
В соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
В соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10032-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Эталонная модель управления данными» в п. 2.36 база данных (database) определена как совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.
В соответствии сГОСТ Р 57429-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Судебная компьютернотехническая экспертиза. Термины и определения» база данных - это совокупность взаимосвязанных данных, организованных в соответствии со структурой и правилами обеспечения целостности данных таким образом, чтобы с ними мог работать пользователь.
В соответствии с ГОСТ Р 52438-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Географические информационные системы. Термины иопределения» база данных определена как совокупность пространственных данных, организованных по определенным правилам, устанавливающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей пользователя.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм следует, что критериями базы данных являются: наличие совокупности данных, возможность использования отдельных категорий данных этой совокупности отдельно от других категорий данных, наличие схемы хранения данных, возможность установления правил взаимодействия между различными данными или категориями данных, входящих в совокупность данных.
Необходимо отдельно отметить, что в соответствии с лицензионным договором, заключенным Обществом предоставлялось право использования Цифровой базы данных спутниковых изображений... Характеристики БД определялись спецификацией, являющейся неотьемлемой частью лицензионного договора. При этом в приложении перечислены названия файлов, указана интересующая контрагента проекция - UTM WGS84, и указан формат передачи данных - GeoTiff. В дополнительных пояснениях Общество дало разъяснение о получении запрошенной проекции: «выполнена радиометрическая коррекция сырого изображения и ортотрансформирование изображения по опорным точкам на цифровую модель рельефа (ЦМР) в проекции UTM, зона 37N на эллипсоиде WGS84», а также более подробное техническое описание процесса, ошибочно квалифицированного налоговым органом как «выгрузка изображения из базы данных»:
«Ректификация изображения - это процесс преобразования (трансформации) растрового изображения из одной системы координат в другую (заданную картографическую проекцию) с использованием полиномов n-порядка (изменение схемы хранения данных). Ошибки в плановом положении точек космического изображения, возникающие из-за отклонения съемочного устройства от надирной оси, сферичности земной поверхности, устраняются при трансформировании по полиномам 2-й степени...
Для орторектификации снимка нужно создать блок проекта с заданной геометрической моделью, соответствующей используемым исходным данным...
После сбора опорных точек производится триангуляция. Триангуляция - это процесс установления математической взаимосвязи между изображениями блок-файла, моделью сенсора и земной поверхностью (взаимодействие информационных массивов)...
В процессе орторектификации устраняются геометрические искажения изображения, вызванные ориентацией сенсора, топографией рельефа, систематическими ошибками изображения... Проверить результат орторектификации, сравнивая в географически связанных окнах полученное и эталонное изображение и набирая проверочные точки...
Создание мозаики - это процесс объединения отдельных изображений в единое изображение. Этот процесс позволяет получить результирующее изображение из разрозненных ректифицированных изображений...
Полученная мозаика ортофотоизображений преобразуется в проекцию средствами программного обеспечения».
Таким образом, на примере информационного массива данных, предоставленных Обществом наглядно проиллюстрирована работа базы данных - взаимодействие двух различных по характеру массивов данных в рамках единой совокупности, предоставленной на основании лицензионного договора.
Фактически контрагенты Общества приобретали в проверяемом периоде самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, а не услуги по подбору изображений.
Решение: Удовлетворено.
Вместе с тем правовое регулирование в Российской Федерации нельзя назвать достаточным. В связи с этим, в рамках законотворческих инициатив Госкорпорацией «Роскосмос» был разработан проект Федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» (подготовлен Госкорпорацией «Роскосмос», ID проекта 02/04/06-21/00116631) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.03.2023).
Можно отметить основные вопросы, урегулировать которые планировалось в рамках законопроекта:
в условиях правовой неопределённости в отношении предоставления данным правовой охраны (данные как таковые не являются объектом исключительных прав) предлагалось использовать механизма смежных прав (право изготовителя баз данных, глава 71 ГК РФ),
необходимо урегулирование управление правами на ретроспективный массив данных ДЗЗ;
предложена формулировка положения, касающегося случаев создания аппарата с использованием средств федерального бюджета;
предложение по отнесению ЕТРИС ДЗЗ к ГИС (как и отнесение данных ДЗЗ к государственным информационным ресурсам) может затруднить коммерциализацию содержащихся в ней данных;
если для создания негосударственного КА используются в том числе средства ФБ, то порядок закрепления исключительных прав на создаваемые РИД, в том числе исключительных прав на получаемые данные, определяются в отдельном соглашении о создании космического аппарата.
Еще одной законодательной инициативой необходимо обозначить проект Федерального закона №458714-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса)» (внесен ГД ФС РФ Правительством Российской Федерации).
Одним из законодательных актов Российской Федерации является Закон о космической деятельности (№ 5663-I), в который предполагается внесение следующих изменений:
дано определение понятию «продукты дистанционного зондирования Земли из космоса»;
уточняется состав ФФД ДЗЗ;
исключаются нормы о предоставлении данных ДЗЗ и копий данных ДЗЗ из ФФД ДЗЗ на бесплатной основе всем органам государственной власти;
перечень потребителей (пользователей) данных ДЗЗ, которым данные ДЗЗ, копии данных ДЗЗ и продукты ДЗЗ будут предоставляться на безвозмездной основе, и случаи безвозмездного предоставления данных ДЗЗ, копий данных ДЗЗ и продуктов ДЗЗ из федерального фонда данных ДЗЗ будут установлены Правительством Российской Федерации.
Также в Законопроекте предполагаются изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно предлагается предоставить государственным и муниципальным заказчикам возможность закупать данные ДЗЗ у Госкорпорации «Роскосмос» как у единственного поставщика.
Следите за новыми выпусками, чтобы быть в курсе важных изменений!
До новых встреч, ваш #ДайджестИС
Оставить отзыв о дайджесте