header
ДайджестИC Архив дайджестов

Перед Вами очередной выпуск тематического дайджеста по управлению интеллектуальной собственностью. Мы собираем самые важные новости и предлагаем их в удобном формате.

30 сентября 2021 года Единый отраслевой центр интеллектуальной собственности АО «Организация «Агат» (далее – ЕОЦИС) совместно с Центром учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» провел информационный вебинар по теме: «Государственный учет РИД военного, специального и двойного назначения. Нормативная база и изменения в законодательстве. Типичные ошибки при заполнении форм».

Всего в мероприятии приняли участие около 130 специалистов из более чем 50 организаций ракетно-космической отрасли.

С докладами выступили Сизов Николай Александрович – начальник Отдела учета и управления правами интеллектуальной собственности и Никитина Александра Борисовна – главный специалист этого отдела.

В ходе вебинара докладчики подробно описали процесс государственного учета результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее соответственно – РИД, ВСДН), полученных организациями в рамках государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), заключенных с Госкорпорацией «Роскосмос» как государственным заказчиком (далее – Заказчик).

img1

В рамках процесса государственного учета РИД ВСДН исполнители направляют в адрес Заказчика формы государственного учета. По результатам научно-технической экспертизы (далее – НТЭ) представленных форм Заказчик направляет в адрес исполнителя утвержденный экземпляр формы и вносит информацию в раздел Единого реестра и направляет запрос-извещение в Роспатент.

Сроки и трудоемкость процесса, а значит и качество государственного учета, напрямую зависят от качества форм 1 по учету результатов интеллектуальной деятельности и форм 2 по учету гражданско-правовых договоров (далее соответственно – Форма 1 и Форма 2), представляемых исполнителями государственных контрактов. Несоответствия и ошибки в формах, нарушение сроков и порядка предоставления форм приводят к рискам возникновения претензий контрольно-надзорных органов как к организациям-исполнителям государственных контрактов, так и к государственному заказчику.

Представление некорректных форм учета приводит к необходимости их возврата на доработку и/или необходимости направления запроса подтверждающих документов, вследствие чего у исполнителя возникают дополнительные трудозатраты.

Практическая часть вебинара была посвящена рассмотрению типовых ошибок при подготовке форм государственного учета РИД и экспертных заключений, анализ данных ошибок и методические рекомендации по их устранению.

Также был подробно рассмотрен порядок предоставления Форм 1 после принятия решения об объединении РИД в один результат или о разделении РИД на несколько самостоятельных результатов, а также принятии решения об изменении наименования РИД на новое и об изменении формы правовой охраны, предложенной исполнителем.

Презентацию, нормативные и правовые документы, а также прочие материалы, включая сам вебинар, Вы можете скачать по ссылке, пароль: «3641».

Вот некоторые из вопросов, заданных участниками вебинара
icon-q

На основании каких документов осуществляется государственный учет РИД ВСДН и где взять бланки Формы 1 и 2?

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» (далее – Постановление № 233) обязывает государственных заказчиков обеспечивать государственный учет РИД.

Основными нормативными документами федерального уровня, устанавливающими требования и регулирующими процедуру государственного учета РИД, являются:

arrow-chevron

постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

arrow-chevron

приказ Минюста России и Минпромнауки России от 17.07.2003 № 173/178 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации» (далее – Приказ №173/178);

arrow-chevron

приказ Минюста России и Минпромнауки России от 17.07.2003 № 174/179 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации» (далее – Приказ №174/179).

Для выполнения указанных актов Госкорпорацией «Роскосмос» разработан и введен Отраслевой регламент государственного учета результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденный приказом Госкорпорации «Роскосмос» от 20.02.2020 № 49 (далее – Регламент).

Бланки Форм 1 и 2 содержатся в приложениях к Приказу №173/178 и могут быть получены из официальных источников опубликования нормативных правовых актов или баз данных нормативных актов, используемых в организации.

Также все вышеперечисленные нормативные документы доступны по вышеуказанной ссылке на материалы вебинара.

В заключении отметим, что в настоящее время уполномоченными ведомствами Российской Федерации подготавливаются изменения нормативно-правовой базы Российской Федерации в части государственного учета РИД ВСДН.

icon-q

Как заполнять Формы 1 и 2 и где можно посмотреть образцы и рекомендации по их заполнению?

Порядок и рекомендации по заполнению Форм 1 и 2 введены в действие Приказом № 174/179, который также можно найти в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов или базах данных нормативных актов, используемых в организации.

В целях корректного заполнения организациями ракетно-космической промышленности Форм 1 и 2 ЕОЦИС дополнительно разработаны шаблоны заполнения Форм 1 и 2, а также памятка по их заполнению, доступные по ссылке на материалы вебинара.

icon-q

Когда направляются головным исполнителем формы 1, необходимые для осуществления государственного учета РИД – до или после решения государственного заказчика?

В соответствии с Регламентом представление форм государственного учета осуществляется после получения исполнителем решения государственного заказчика.

Действующим законодательством Российской Федерации в области государственного учета РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения (постановление Правительства Российской Федерации № 131) установлены жесткие сроки с момента сдачи работ (этапов работ), в которые исполнители и государственный заказчик обязаны обеспечить мероприятия государственного учета.

Условиями части действующих государственных контрактов также предусмотрен определенный порядок и сроки представления Форм 1 государственного учета РИД военного, специального и двойного назначения. В таких случаях Форма 1 первично предоставляется в составе отчётных материалов при сдаче этапов работ. После получения решения государственного заказчика предоставляется откорректированная Форма 1 при необходимости (как правило это объединение, разделение, переименование и изменение формы правовой охраны РИД).

Форма 1 предоставляется на полученный в рамках контракта/договора РИД, уведомление исполнителя о создании которого с прилагаемыми документами направлено в Госкорпорацию «Роскосмос».

icon-q

Почему необходимо повторно представлять Форму 1 после решения заказчика?

Решение государственного заказчика о правовой охране определяет такие ключевые признаки результата, как форму и порядок его правовой охраны. Решением государственного заказчика они могут быть изменены относительно предложенных исполнителем государственного контракта, а также внесены изменения в другие характеристики РИД, вплоть до его наименования и структуры. Также необходимо отметить, что именно решением государственного заказчика определяется принадлежность исключительных прав на полученный результат.

Упомянутые особенности принятия решения государственным заказчиком напрямую влияют на содержание Формы 1.

Как уже упоминалось в ответе на предыдущий вопрос, если Форма 1 первоначально была представлена во исполнение требований государственного контракта в составе отчетных материалов, то она может не учитывать ключевые признаки РИД и параметры его правовой охраны, измененные/установленные решением государственного заказчика.

Поэтому при выполнении мероприятий по правовой охране после принятия решения государственного заказчика (как правило это пункт 6.1.6 решения) необходимо обеспечить подготовку и представление заказчику Формы 1, учитывающей все содержащиеся в решении ключевые признаки РИД и параметры его правовой охраны.

Если первоначально Форма 1 была представлена в соответствии с условиями государственного контракта в составе отчетных материалов и решением государственного заказчика не вносились изменения в ключевые признаки и параметры правовой охраны РИД, указанные в уведомлении государственного заказчика и Форме 1, то представлять Форму 1 повторно не требуется.

Приказом Госкопрорации «Роскосмос» от 30.01.2019 № 17 (с изменениями от 04.06.2020 № 140) введены новые формы государственных контрактов, в которых требования о предоставлении заказчику необходимых для государственного учета сведений приведены в соответствие с Регламентом, то есть представление форм 1 государственного учета РИД ВСДН до получения исполнителем решения государственного заказчика не предусмотрено.

icon-q

В случае, если распоряжениями Госкорпорации «Роскосмос» государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отнесен к сфере гражданского назначения, нужно ли предоставлять форму 1?

В данном случае предоставление Форм 1 вместе с другими документами, необходимыми при завершении этапа, до принятия решения является обязательным только, если такое требование в явном виде предусмотрено условиями государственного контракта (как правило пунктом 4.3).

В новых формах государственных контрактов такое требование заменено универсальной формулировкой о необходимости представления головным исполнителем сведений, необходимых для осуществления государственного учета РИД, в соответствии с действующим законодательством и отраслевыми регламентирующими документами.

Если сфера назначения работы определена распоряжениями Госкорпорации «Роскосмос» как гражданская, то исполнитель осуществляет государственный учет работы и ее результатов в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее – ЕГИСУ НИОКТР), заполняя соответствующие формы в ЕГИСУ НИОКТР, заказчик согласовывает внесенные в ЕГИСУ НИОКТР сведения.

Учитывая, что в рамках государственного контракта гражданского назначения не исключена возможность получения РИД двойного назначения, внесение информации о РИД в ЕГИСУ НИОКТР необходимо осуществлять только после получения решения государственного заказчика, в котором указываются необходимые мероприятия по государственному учету, и только при условии наличия заключения экспертной комиссии о возможности открытого опубликования.

icon-q

Должен ли головной исполнитель обязывать соисполнителя/ей готовить формы на каждый созданный ими РИД?

Процесс осуществления государственного учета РИД, созданных соисполнителями при выполнении НИОКТР не предусмотрен нормативными актами Российской Федерации.

В таких случаях головной исполнитель должен предусмотреть в условиях договора с соисполнителем предоставление Формы 1 или иного документа, содержащего информацию, необходимую для заполнения головным исполнителем Формы 1.

Если такое условие не заложено в договоре, то головному исполнителю рекомендуется направить соисполнителю соответствующий запрос на представление информации, необходимой для осуществления государственного учета, согласно иному пункту договора, например, о предоставлении информации по запросам заказчика.

В рамках приемки этапов работ соисполнителя (-ей) или работы в целом головному исполнителю особенно важно получить от всей цепочки соисполнителей корректно заполненные уведомления о создании РИД со всеми приложениями к ним, так как полноценно заполненное уведомление о создании РИД позволяет заполнить Форму 1, включая пункты по техническим особенностям РИД, перечню документации, в которой выражен РИД, составу авторов и их творческому вкладу.

При подготовке Формы 1 соисполнителем ее подписывает уполномоченное лицо соисполнителя в качестве организации-исполнителя работы и уполномоченное лицо головного исполнителя в качестве заказчика работы.

Также напомним, что соисполнитель обязан направлять уведомление о создании РИД и Форму 1 головному исполнителю, а не государственному заказчику.

icon-q

Каким образом оформлять Формы 1 при проведении инвентаризации на результаты, созданные в рамках давно закрытых контрактов, коллективами авторов, состоящих из сотрудников нескольких подразделений/организаций, когда всех авторов указать невозможно?

В связи с необходимостью обязательного внесения сведений о полученном РИД (включая информацию об авторах) в Раздел Единого Реестра в отношении работ военного, специального, двойного назначения в случаях, когда по прошествии длительного периода времени с момента создания РИД установление полного состава авторов на основании имеющихся документов невозможно, допускается указание авторов в следующем виде: «Сотрудники … «Название организации», в том числе…» с обязательным указанием минимум четырех авторов с должностями и творческим вкладом (если их более четырех).

Сведения об авторах РИД, создаваемых по действующим государственным контрактам необходимо указывать полностью, в том числе, в целях исключения замечаний контрольно-надзорных органов.

icon-q

В каком объеме необходимо указывать перечень документации в пункте 1.16 Формы 1?

Важно отметить необходимость корректного заполнения пункта 1.16 Формы 1, в котором приводится перечень созданной головным исполнителем и соисполнителями документации, содержащей сведения о результате интеллектуальной деятельности, с указанием инвентарных/децимальных номеров документов, присвоенных им по месту хранения в организациях, являющихся исполнителями (соисполнителями) работ, с указанием названия организации, адреса и телефона.

Данный перечень документации используется государственным заказчиком и организацией-лицензиатом при заключении лицензионных договоров на использование РИД, поэтому перечень документации должен быть составлен таким образом, чтобы позволять полностью и однозначно идентифицировать документацию, в которой выражен РИД.

Указание в перечне документации некорректной, неполной информации может создать риски нарушения контрактных обязательств (если необходимость внесения изменений в уже заключенный лицензионный договор выявлена на этапе исполнения государственного контракта) или риски нарушения исключительных прав на РИД (если изменения в лицензионный договор своевременно не были внесены).

icon-q

Какие документы по учету РИД должны представить головные исполнители по формам, приложенным к государственным контрактам, в случае если РИД не созданы?

Действующим законодательством в сфере государственного учета и отраслевым Регламентом представление уведомления исполнителя о создании РИД и Формы 1 предусмотрено только в случае если в рамках выполнения работ (этапа работ) получен РИД.

Необходимо отметить, что приказом Госкопрорации «Роскосмос» от 30.01.2019 № 17 (в данный приказ внесены изменения от 04.06.2020 № 140) введены новые формы государственных контрактов, которыми предусмотрено согласование Исполнителем с Заказчиком перечня планируемых показателей по оформлению РИД при выполнении государственного контракта. Данная форма позволяет Исполнителю и государственному заказчику заранее определить этапы работ, по результатам выполнения которых будут получены окончательные РИД, что существенно упрощает для головного исполнителя анализ материалов, полученных от соисполнителей. В случае выявления целесообразности изменения структуры РИД (объединения, изменения перечня), полученных при выполнении государственного контракта, головной исполнитель согласовывает с заказчиком такое изменение.

Если по результатам проведенного анализа (с учетом согласованного перечня планируемых показателей по оформлению РИД) головной исполнитель признает результат, созданный соисполнителем, окончательным РИД в рамках государственного контракта, то в отношении такого РИД головной исполнитель готовит свое уведомление со всеми необходимыми приложениями и с копией уведомления соисполнителя направляет заказчику.

В случае если в согласованных государственным заказчиком планируемых показателях не предусмотрено создание РИД и РИД не создан, то головной исполнитель при сдаче этапа НИР или ОКР представляет только отчетную документацию и другие документы в соответствии с условиями государственного контракта.

Подводя итоги, хотим напомнить – чем выше качество, полнота и достоверность заполнения Форм 1 и Форм 2, представляемых исполнителями государственных контрактов, а также чем меньше сроки их представления, тем выше качество и ниже трудоемкость осуществления государственного учета, а, следовательно, выше вероятность успешного прохождения организацией проверочных мероприятий контрольно-надзорных органов.

Не забудьте скачать материалы, подготовленные для вебинара, по ссылке. Пароль 3641.

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос или просто хотите подписаться на нашу рассылку, направьте письмо по адресу patent@roscosmos.ru - мы будем рады Вам помочь!

До следующей встречи,
ваш #ДайджестИС

Оставить отзыв о дайджесте