Перед Вами очередной выпуск тематического дайджеста по управлению интеллектуальной собственностью. Мы собираем самые важные новости и предлагаем их в удобном формате.
2 июля 2021 года Центр учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» (далее – Корпорация) совместно с Единым отраслевым центром интеллектуальной собственности АО «Организация «Агат» провел информационный вебинар по теме: «Как и зачем оформлять результаты инвентаризации государственных контрактов?».
Всего в мероприятии приняли участие около 320 специалистов из более чем 80 организаций ракетно-космической отрасли.
С докладом выступил Настявин Дмитрий Иванович – начальник Отдела экономики и статистики интеллектуальной собственности Единого отраслевого центра интеллектуальной собственности АО «Организация «Агат».
В ходе вебинара был подробно описан процесс инвентаризации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), выполненных в рамках государственных контрактов, заказчиком по которым выступает Корпорация или Федеральное космическое агентство, а также рассмотрены основные правила и тонкости оформления организациями отрасли результатов инвентаризации.
В рамках данного процесса исполнители направляют в адрес Корпорации акт инвентаризации по государственному контракту и сохранную расписку. По результатам экспертизы представленных материалов с учетом принятых решений о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) на основании ранее представленных уведомлений о получении РИД комиссиями Корпорации по поступлению и выбытию активов принимаются соответствующие решения о постановке результатов на бюджетный учет.
Сроки и трудоемкость процесса постановки результатов НИОКР на бюджетный учет Корпорации, а значит и его эффективность, напрямую зависят от качества материалов инвентаризации, представляемых исполнителями государственных контрактов, что вместе с тем оказывает влияние на общую эффективность управления правами на РИД Российской Федерации, от имени которой действует Корпорация, а также влечет за собой увеличение рисков выявления нарушений в части бюджетного учета РИД в рамках проверок Корпорации контрольно-надзорными органами.
Ненадлежащее оформление акта инвентаризации приводит к необходимости направления дополнительного запроса в адрес исполнителя с перечнем выявленных неточностей, вследствие чего у исполнителя возникают дополнительные трудозатраты по корректировке материалов и их повторному представлению в Корпорацию, что, в свою очередь, создает необходимость повторного рассмотрения материалов. В отдельных случаях Корпорация вынуждена возвращать материалы на доработку повторно.
Практическая часть вебинара была посвящена рассмотрению типовых ошибок, допускаемых организациями отрасли при оформлении акта инвентаризации, анализу данных ошибок и методических рекомендаций по их устранению.
Материалы вебинара Вы можете скачать по ссылке (пароль:123456).
Должен ли акт инвентаризации быть подписан военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ)?
При сдаче работ по государственному контракту и представлении отчетных документов необходимость согласования акта инвентаризации ВП МО РФ отражается в условиях государственного контракта.
При проведении инициативной инвентаризации результатов НИОКР согласование акта инвентаризации ВП МО РФ не требуется.
Правомерно ли требование головного исполнителя о проведении инвентаризации и подготовке полного комплекта материалов инвентаризации соисполнителями по государственному контракту?
Правомерно, в соответствии с п.4 «Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275, условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.
Каковы должны быть действия головного исполнителя государственного контракта, если соисполнители по данному контракту не представили сведения о РИД или организация соисполнителя была ликвидирована?
Согласно «Отраслевому регламенту идентификации результатов интеллектуальной деятельности гражданского военного, специального и двойного назначения», действующему на основании приказа Корпорации от 02.03.2020 № 60, выявление РИД, созданного в рамках работ по государственному контракту, возможно заказчиком или исполнителем по государственному контракту, если РИД был создан соисполнителем работ по государственному контракту. В связи с выявлением РИД головным исполнителем направляется в адрес соисполнителя письмо с информацией о выявленном РИД и поручением представить соответствующее уведомление. В случае неполучения комплекта документов в отношении выявленных РИД от соисполнителя исполнитель государственного контракта вправе инициировать проведение согласительного совещания с участием руководства Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности Корпорации.
В случае ликвидации организации соисполнителя возможно оформление комплекта материалов исполнителем самостоятельно на основании переданных результатов от соисполнителя и с учетом принятых решений уполномоченной комиссии исполнителя.
Если в ответ на уведомление о получении РИД было принято решение о нецелесообразности правовой охраны полученных РИД, т.к. данные результаты являются промежуточными, следует ли их вносить в раздел II акта инвентаризации?
Нет, данные результаты не нужно отражать в разделе II инвентаризации, но следует их отразить в разделе III акта инвентаризации с отнесением к объекту раздела I или II, для которого они создавались.
Дополнительно необходимо отметить, что если акт инвентаризации по такому контракту оформлялся до принятия решения о правовой охране, то исполнителю необходимо скорректировать акт инвентаризации и представить повторно в Корпорацию.
Если по государственному контракту проводятся только испытания, послепусковые работы или оказываются услуги, как правильно заполнить акт инвентаризации?
В акте инвентаризации по данному государственному контракту разделы I и II не заполняются, а в разделе III акта инвентаризации отражаются все оказанные услуги, послепусковые работы и испытания с указанием их стоимостей, которые в сумме должны отражать стоимость государственного контракта.
В государственном контракте предусмотрен к предоставлению документ «Перечень созданного (приобретённого) имущества». Должен ли он по содержанию совпадать с разделом I акта инвентаризации?
Документ «Перечень созданного (приобретённого) имущества» по содержанию должен соответствовать, в первую очередь, отраженным сведениям об имуществе в актах-сдачи приемки НИОКР по государственному контракту и объектам разделов I и III акта инвентаризации и сохранной расписки с точностью до их детализации в указанных документах.
Нужно ли в организации выпускать соответствующий приказ для проведения инвентаризации созданных в рамках НИОКР результатов? Когда необходимо это делать?
Да, согласно рассмотренным в вебинаре основным этапам проведения инвентаризации в организации необходимо выпускать соответствующий приказ. Вместе с тем рекомендуется организации утвердить соответствующую постоянно действующую комиссию.
Если представление отчетных документов по государственному контракту предусмотрено за месяц до сдачи работ по государственному контракту, т.е. фактические затраты на момент сдачи работ еще не сформированы, какие суммы затрат указывать в акте инвентаризации в столбце «Стоимость первоначальная, руб.»? Возможна ли дальнейшая корректировка акта инвентаризации?
В таком случае первоначальная стоимость будет формироваться из фактических затрат на момент представления отчетных документов с учетом прогнозных затрат за оставшийся период до сдачи работ по государственному контракту.
Дальнейшая корректировка сведений о затратах на создание РИД возможна. Скорректированную калькуляцию затрат на создание РИД необходимо представить официальным письмом в Корпорацию с указанием обоснования необходимости корректировки первоначальной стоимости.
В сохранной расписке должны отражаться все объекты раздела III акта инвентаризации, в частности, акты выполненных работ, протоколы испытаний и т.д.?
Сведения, отраженные в сохранной расписке, должны соответствовать объектам, указанным в разделе III акта инвентаризации. Вместе с тем необходимо отметить, что степень детализации отражения документации в разделе III акта инвентаризации определяется исполнителем государственного контракта в соответствии со стратегией организации по дальнейшему использованию отражаемых объектов.
По итогам вебинара, отвечая на вопрос «Зачем оформлять результаты инвентаризации?», можно сделать выводы, что корректное оформление результатов инвентаризации позволяет:
увеличить эффективность процесса постановки результатов на бухгалтерский учет, тем самым снизив трудозатраты и сроки этого процесса;
увеличить эффективность управления правами на РИД и снизить риски неправомерного использования результатов;
увеличить стоимость активов и доходов Корпорации и организаций отрасли;
снизить риски выявления нарушений контрольно-надзорными органами.
Не забудьте скачать материалы, подготовленные для вебинара, по ссылке (пароль: 123456).
Если Вы не нашли ответ на свой вопрос или просто хотите подписаться на нашу рассылку, направьте письмо по адресу patent@roscosmos.ru - мы будем рады Вам помочь!
До следующей встречи, ваш #ДайджестИС
2021 © Совместный проект Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности и Единого отраслевого центра интеллектуальной собственности.
Оставить отзыв о дайджесте