header
ДайджестИC Архив дайджестов

Перед Вами очередной выпуск тематического дайджеста по управлению интеллектуальной собственностью. Мы собираем самые важные новости и предлагаем их в удобном формате.

2 июля 2021 года Центр учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» (далее – Корпорация) совместно с Единым отраслевым центром интеллектуальной собственности АО «Организация «Агат» провел информационный вебинар по теме: «Как и зачем оформлять результаты инвентаризации государственных контрактов?».

Всего в мероприятии приняли участие около 320 специалистов из более чем 80 организаций ракетно-космической отрасли.

С докладом выступил Настявин Дмитрий Иванович – начальник Отдела экономики и статистики интеллектуальной собственности Единого отраслевого центра интеллектуальной собственности АО «Организация «Агат».

img1

В ходе вебинара был подробно описан процесс инвентаризации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), выполненных в рамках государственных контрактов, заказчиком по которым выступает Корпорация или Федеральное космическое агентство, а также рассмотрены основные правила и тонкости оформления организациями отрасли результатов инвентаризации.

В рамках данного процесса исполнители направляют в адрес Корпорации акт инвентаризации по государственному контракту и сохранную расписку. По результатам экспертизы представленных материалов с учетом принятых решений о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) на основании ранее представленных уведомлений о получении РИД комиссиями Корпорации по поступлению и выбытию активов принимаются соответствующие решения о постановке результатов на бюджетный учет.

Сроки и трудоемкость процесса постановки результатов НИОКР на бюджетный учет Корпорации, а значит и его эффективность, напрямую зависят от качества материалов инвентаризации, представляемых исполнителями государственных контрактов, что вместе с тем оказывает влияние на общую эффективность управления правами на РИД Российской Федерации, от имени которой действует Корпорация, а также влечет за собой увеличение рисков выявления нарушений в части бюджетного учета РИД в рамках проверок Корпорации контрольно-надзорными органами.

img2

Ненадлежащее оформление акта инвентаризации приводит к необходимости направления дополнительного запроса в адрес исполнителя с перечнем выявленных неточностей, вследствие чего у исполнителя возникают дополнительные трудозатраты по корректировке материалов и их повторному представлению в Корпорацию, что, в свою очередь, создает необходимость повторного рассмотрения материалов. В отдельных случаях Корпорация вынуждена возвращать материалы на доработку повторно.

Практическая часть вебинара была посвящена рассмотрению типовых ошибок, допускаемых организациями отрасли при оформлении акта инвентаризации, анализу данных ошибок и методических рекомендаций по их устранению.

Материалы вебинара Вы можете скачать по ссылке (пароль:123456).

Вот некоторые из вопросов, заданных участниками вебинара
icon-q

Должен ли акт инвентаризации быть подписан военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ)?

При сдаче работ по государственному контракту и представлении отчетных документов необходимость согласования акта инвентаризации ВП МО РФ отражается в условиях государственного контракта.

При проведении инициативной инвентаризации результатов НИОКР согласование акта инвентаризации ВП МО РФ не требуется.

icon-q

Правомерно ли требование головного исполнителя о проведении инвентаризации и подготовке полного комплекта материалов инвентаризации соисполнителями по государственному контракту?

Правомерно, в соответствии с п.4 «Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275, условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.

icon-q

Каковы должны быть действия головного исполнителя государственного контракта, если соисполнители по данному контракту не представили сведения о РИД или организация соисполнителя была ликвидирована?

Согласно «Отраслевому регламенту идентификации результатов интеллектуальной деятельности гражданского военного, специального и двойного назначения», действующему на основании приказа Корпорации от 02.03.2020 № 60, выявление РИД, созданного в рамках работ по государственному контракту, возможно заказчиком или исполнителем по государственному контракту, если РИД был создан соисполнителем работ по государственному контракту. В связи с выявлением РИД головным исполнителем направляется в адрес соисполнителя письмо с информацией о выявленном РИД и поручением представить соответствующее уведомление. В случае неполучения комплекта документов в отношении выявленных РИД от соисполнителя исполнитель государственного контракта вправе инициировать проведение согласительного совещания с участием руководства Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности Корпорации.

В случае ликвидации организации соисполнителя возможно оформление комплекта материалов исполнителем самостоятельно на основании переданных результатов от соисполнителя и с учетом принятых решений уполномоченной комиссии исполнителя.

icon-q

Если в ответ на уведомление о получении РИД было принято решение о нецелесообразности правовой охраны полученных РИД, т.к. данные результаты являются промежуточными, следует ли их вносить в раздел II акта инвентаризации?

Нет, данные результаты не нужно отражать в разделе II инвентаризации, но следует их отразить в разделе III акта инвентаризации с отнесением к объекту раздела I или II, для которого они создавались.

Дополнительно необходимо отметить, что если акт инвентаризации по такому контракту оформлялся до принятия решения о правовой охране, то исполнителю необходимо скорректировать акт инвентаризации и представить повторно в Корпорацию.

icon-q

Если по государственному контракту проводятся только испытания, послепусковые работы или оказываются услуги, как правильно заполнить акт инвентаризации?

В акте инвентаризации по данному государственному контракту разделы I и II не заполняются, а в разделе III акта инвентаризации отражаются все оказанные услуги, послепусковые работы и испытания с указанием их стоимостей, которые в сумме должны отражать стоимость государственного контракта.

icon-q

В государственном контракте предусмотрен к предоставлению документ «Перечень созданного (приобретённого) имущества». Должен ли он по содержанию совпадать с разделом I акта инвентаризации?

Документ «Перечень созданного (приобретённого) имущества» по содержанию должен соответствовать, в первую очередь, отраженным сведениям об имуществе в актах-сдачи приемки НИОКР по государственному контракту и объектам разделов I и III акта инвентаризации и сохранной расписки с точностью до их детализации в указанных документах.

icon-q

Нужно ли в организации выпускать соответствующий приказ для проведения инвентаризации созданных в рамках НИОКР результатов? Когда необходимо это делать?

Да, согласно рассмотренным в вебинаре основным этапам проведения инвентаризации в организации необходимо выпускать соответствующий приказ. Вместе с тем рекомендуется организации утвердить соответствующую постоянно действующую комиссию.

icon-q

Если представление отчетных документов по государственному контракту предусмотрено за месяц до сдачи работ по государственному контракту, т.е. фактические затраты на момент сдачи работ еще не сформированы, какие суммы затрат указывать в акте инвентаризации в столбце «Стоимость первоначальная, руб.»? Возможна ли дальнейшая корректировка акта инвентаризации?

В таком случае первоначальная стоимость будет формироваться из фактических затрат на момент представления отчетных документов с учетом прогнозных затрат за оставшийся период до сдачи работ по государственному контракту.

Дальнейшая корректировка сведений о затратах на создание РИД возможна. Скорректированную калькуляцию затрат на создание РИД необходимо представить официальным письмом в Корпорацию с указанием обоснования необходимости корректировки первоначальной стоимости.

icon-q

В сохранной расписке должны отражаться все объекты раздела III акта инвентаризации, в частности, акты выполненных работ, протоколы испытаний и т.д.?

Сведения, отраженные в сохранной расписке, должны соответствовать объектам, указанным в разделе III акта инвентаризации. Вместе с тем необходимо отметить, что степень детализации отражения документации в разделе III акта инвентаризации определяется исполнителем государственного контракта в соответствии со стратегией организации по дальнейшему использованию отражаемых объектов.

По итогам вебинара, отвечая на вопрос «Зачем оформлять результаты инвентаризации?», можно сделать выводы, что корректное оформление результатов инвентаризации позволяет:

arrow-chevron

увеличить эффективность процесса постановки результатов на бухгалтерский учет, тем самым снизив трудозатраты и сроки этого процесса;

arrow-chevron

увеличить эффективность управления правами на РИД и снизить риски неправомерного использования результатов;

arrow-chevron

увеличить стоимость активов и доходов Корпорации и организаций отрасли;

arrow-chevron

снизить риски выявления нарушений контрольно-надзорными органами.

Не забудьте скачать материалы, подготовленные для вебинара, по ссылке (пароль: 123456).

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос или просто хотите подписаться на нашу рассылку, направьте письмо по адресу patent@roscosmos.ru - мы будем рады Вам помочь!

До следующей встречи,
ваш #ДайджестИС

Оставить отзыв о дайджесте