В дайджесте представлена информация о наиболее актуальных и перспективных разработках в ракетно-космической отрасли на основе патентной информации.
Материалы для дайджеста подобраны с использованием следующих баз данных патентной информации: WIPO Patentscope, EPO Espacenet, EPO PATSTAT.
Работы по созданию ТЭМ для отечественной ракетно-космической отрасли начались относительно недавно, начиная с 2009 года. Между тем технологии, применимые в рамках проекта ТЭМ разрабатываются достаточно давно.
По состоянию на период с 2001 по 2020 год было опубликовано более 200 заявок, имеющих отношение к разработкам в сфере транспортно-энергетических модулей. Наибольшее количество заявок было подано в патентные ведомства Китая (более 200 тыс. заявок), США (более 30 тыс. заявок) и Республики Корея (более 20 тыс. заявок).
Из рисунка 1 видно, что наибольшее количество заявок подавалось в патентные ведомства Китая, России и США. Таким образом, можно предположить, что на сегодняшний день проекты по созданию ТЭМ наиболее активно ведутся именно в этих странах и на территории данных стран заявители новых технических решений по рассматриваемой технологии ведут активную политику охраны своих разработок. Также нельзя не отметить активность в подаче заявок с использованием процедур подачи международных (РСТ) и региональных заявок (ЕПВ). Наибольшая активность, по сравнению патентными ведомствами других стран, отмечена в Китае, пик патентования в котором приходится на 2019 год (28 заявок). Заявителями преимущественно являются китайские научно-исследовательские институты – разработчики космических технологий (например, HARBIN INSTITUTE OF TECHNOLOGY, SHANGHAI AEROSPACE SYSTEM ENGINEERING INSTITUTE, BEIJING INSTITUTE OF CONTROL ENGINEERING).
На рисунке 2 также можно увидеть, что пик активности патентования по направлению технологий, связанных с ТЭМ приходится на 2017-2019 гг. В этот период наиболее активно подавались заявки в патентные ведомства Китая, России и США. Активность в подаче заявок в российское патентное ведомство можно объяснить завершением первого этапа реализации проекта создания отечественного образца ТЭМ, в то время как в США и Китае активно ведутся работы по созданию собственных транспортно-энергетических модулей.
На рисунках 1 и 2 можно увидеть, что востребованными являются способы подачи заявок с использованием международных (РСТ) и региональных (ЕПВ) процедур, позволяющие реализовывать стратегии правовой охраны перспективных разработок, не ограничиваясь только национальным ведомством. Ежегодно указанными процедурами пользуются заявители из США и ряда других стран, подавая в среднем 2 заявки в год в классах МПК: B64G, H02 и H01 (как в EPO, так и в PCТ).
На рисунке 3 можно увидеть, что наибольшее количество заявок подано CALIFORNIA INSTITUTE OF TECHNOLOGY (11 заявок), а также уже прекратившей свое существование американской компанией TRW INC. (10 заявок). При этом патенты компании TRW INC., которая в начале 21-века являлась лидером по созданию технологий в области ТЭМ, на сегодняшний день уже прекратили свое действие.
На третьем месте по количеству заявок находится китайский институт HARBIN INSTITUTE OF TECHNOLOGY, который также является правообладателем наиболее актуальных заявок по направлению ТЭМ (5 заявок в 2019 году, 1 заявка в 2020 году).
Также активность в подаче заявок по направлению ТЭМ проявляет американская корпорация BOEING CO, китайский институт SHANGHAI AEROSPACE SYSTEM ENGINEERING INSTITUTE, а также японская компания MITSUBISHI ELECTRIC CORP.
Таким образом, на основании информации из рисунков 1, 2 и 3 можно сделать вывод, что наибольшую активность в патентовании по направлению ТЭМ проявляют именно научно-исследовательские организации, в частности институты по космическим исследованиям из Китая и США.
Справочно: CALIFORNIA INSTITUTE OF TECHNOLOGY — частный исследовательский университет, расположенный в городе Пасадина в штате Калифорния, один из ведущих университетов в США, и один из двух самых важных, наряду с Массачусетским технологическим институтом, специализирующихся в точных науках и инженерии. Входит в десятку лучших университетов мира. Калтеху также принадлежит лаборатория реактивного движения, которая запускает большую часть автоматических космических аппаратов НАСА.
TRW Inc., была американской корпорацией, занимающейся различными видами бизнеса, в основном аэрокосмической, автомобильной и кредитной отчетностью. Она была первопроходцем во многих областях, включая электронные компоненты, интегральные схемы, компьютеры, программное обеспечение и системную инженерию. TRW построила много космических аппаратов, в том числе Pioneer 1, Pioneer 10 и несколько космических обсерваторий. Компания была расформирована в 2002 году. Большая часть активов была распределена между компаниями Northrop Grumman, BAE Systems, and General Dynamics. Данные компании являются сильными игроками в разработке оборудования и элементов РКП международного уровня.
HARBIN INSTITUTE OF TECHNOLOGY является исследовательским университетом и членом элитной китайской лиги С9. Основные направления деятельности – научная и инженерная.
Информация о наиболее актуальных разработках в сфере развития технологий для ТЭМ в ракетостроении отражена в заявках, поданных в 2019-2020 году.
По запросу «энергетические модули» и классам МПК B64G, H01/H02 можно выделить 18 заявок, которые были поданы в 2019/2020 году.
В 2019/2020 году заявки на получение патентов на технологии по направлению ТЭМ наиболее активно подавались в национальные патентные ведомства США и Китая, а также широко используется система подачи международных (договор о патентной кооперации (РСТ)) и региональных (ЕПВ) заявок.
Обладателями наиболее актуальных заявок по-прежнему являются американские компании и китайские научные организации – разработчики технологий для ракетно-космической промышленности.
Лидером по количеству полученных заявок является национальное патентное ведомство США (7 заявок). За 2019 год зарегистрированы заявки таких организаций как SolAero Technologies Corp., а также японской компании MITSUBISHI ELECTRIC CORP. При этом заявка SolAero Technologies Corp. (US 20190084696 - POWER MANAGEMENT SYSTEM FOR SPACE PHOTOVOLTAIC ARRAYS) также подана в Европейское патентное ведомство и в патентное ведомство Японии. Таким образом стратегия правовой охраны разработок SolAero Technologies Corp. предусматривает охрану разработок в различных юрисдикциях.
Справочно: SolAero Technologies Corp.- американская организация, которая является ведущим поставщиком высокоэффективных солнечных энергоэлементов и солнечных панелей для спутникового оборудования и аэрокосмического применения.
В 2020 году в патентном ведомстве США была зарегистрирована заявка американской организации VECTOR LAUNCH INC. (US 10536107 SATELLITE MODULAR POWER SUPPLY), которая, после прохождения национальной фазы, также подала заявку по процедуре РСТ.
В патентное ведомство Китая за 2019/2020 год было подано 4 заявки. Все 4 заявки были поданы в 2019 году и заявителями являются научно-исследовательские институты аэрокосмических исследований.
3 заявки было подано в Европейское патентное ведомство следующими заявителями: японская компания MITSUBISHI ELECTRIC CORP (EP 3447907 - SOLAR POWER GENERATION DEVICE, SOLAR ARRAY WING, AND SPACE STRUCTURE), американская компания SOLAERO TECH CORP (указана выше), американская ROCCOR LLC (EP 3621880 - INTEGRATED POWER MODULE DEVICES, SYSTEMS, AND METHODS).
Еще 2 заявки были поданы в национальное патентное ведомство Японии. Одна из них – заявка американской компании SolAero Technologies Corp., которая описана выше. Также в 2019 в японское патентное ведомство была подана заявка американской организации BOEING CO (JP 2019161231 - ROLLABLE SOLAR POWER MODULE WITH IN-PLANE INTERCONNECTS), которая ранее прошла экспертизу на национальной фазе в США. Интересно отметить, что американские компании довольно часто реализуют охрану своих перспективных разработок именно в Японии, осознавая, что такая высокотехнологичная страна как Япония, может оперативно наладить производство передовых продуктов на рынке.
Таким образом, на основании анализа информации о поданных заявках по направлению ТЭМ в 2019-2020 году можно сделать вывод, что наибольшую активность, как и в предыдущие периоды проявляют американские и китайские организации. При этом, американские компании имеют более развитую стратегию правовой охраны разработок и активно используют международные и региональные процедуры подачи заявок, тем самым распространяя охрану наиболее перспективных технологий на различных иностранных рынках. В свою очередь в Китае также активно идет работа по созданию технологий по направлению ТЭМ, но, в отличии от США, основными заявителями в китайское национальное ведомство являются научно-исследовательские институты, которые, на текущий момент, осуществляют охрану своих разработок только внутри Китая.
В качестве наиболее «сильной» заявкой из актуальных, поданных в период 2019/2020 года, можно указать заявку американской компании SolAero Technologies Corp. (US 20190084696 - POWER MANAGEMENT SYSTEM FOR SPACE PHOTOVOLTAIC ARRAYS), которая имеет правовую охрану одновременно в трех юрисдикциях.
Таким образом, результаты анализа показателей количества поданных заявок по направлению технологий для ТЭМ показывают, что на текущий момент реализация проекта по созданию ТЭМ, как перспективного способа космических перевозок, является актуальной задачей для целого ряда ведущих космических держав таких как Китай, США и Россия. Основной целью проекта является создание принципиально нового транспортного средства в космосе, обладающего возросшим уровнем энергии.
Наибольший интерес к технологиям ТЭМ организации начали проявлять, начиная с 2016 года, когда ежегодное количество заявок по направлению ТЭМ начало увеличиваться. По состоянию на 2019/2020 год ежегодно регистрируется в среднем 12-13 заявок. Таким образом можно говорить, что разработки по направлению ТЭМ сейчас находятся в активной фазе и в ближайшей перспективе может быть разработан инновационный продукт/способ, который позволит обеспечивать транспортировку пассажиров и грузов к различным небесным телам.
На примере реализуемого в России отечественного проекта по созданию ТЭМ с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса (ЯЭДУ). Появление такого образца, пригодного для эксплуатации, окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие отечественной и мировой космонавтики. Пока же ТЭМ находится на стадии проектных работ и недавно общественности вновь показали макет такого изделия в его актуальном виде.
В свою очередь американские организации также проявляют активность в патентовании разработок по направлению ТЭМ. Это говорит о заинтересованности США в создании собственного макета нового космического транспорта, который сможет конкурировать с разрабатываемыми в России и Китае аналогами. При этом нельзя не отметить сохраняющуюся «агрессивную» стратегию организаций из США в обеспечении правовой охраны своих разработок на иностранных рынках. Так наибольшую заинтересованность в подаче заявок американские компании проявляют к японскому ведомству, а также к европейским юрисдикциям, при этом также активно использую процедуры подачи заявок РСТ и ЕПВ.
В Китае же наблюдается иная стратегия правовой охраны инновационных технологий. При том, что количество заявок в китайском патентном ведомстве довольно велико, преимущественно все заявки поданы научно-исследовательскими институтами, которым не проявляют активного интереса к обеспечению правовой охраны своих технологий за рубежом. Большое количество поданных заявок научно-исследовательскими институтами Китая может быть обусловлено отличным от стран запада политическим строем, предусматривающим активную государственную поддержку в реализации перспективных проектов. Активная государственная поддержка обеспечивает техническое лидерство Китаю в направлении ТЭМ. Такой вывод можно сделать исходя из количества технических решений (на основе количества поданных заявок), которых на порядок выше, чем у конкурентов в лице США и России.
Таким образом, учитывая потребность в обеспечении развития ракетно-космических технологий и создании перспективных механизмов транспортировки грузов и пассажиров в космическом пространстве, можно сделать вывод, что технологии создания технологий ТЭМ в течении последующих нескольких лет будут стремительно развиваться. Это, в том числе, подтверждается увеличением активности в подаче заявок по направлению ТЭМ различными организациями в наиболее технологически развитых странах. Необходимость в создании новых образцов техники также обусловлена вовлеченностью многих стран в программах по освоению Луны, Марса и иных небесных тел. Реализация таких проектов потребует огромное количество ресурсов, а также новых технологий в области построения образцов ракетно-космической техники в том числе с использованием новых образцов энергетических модулей.
Для того, чтобы предприятия отечественной ракетно-космической отрасли имели возможность участвовать в продвижении мирового научно-технического прогресса в сфере освоения космоса, обмене информацией об инновационных технологиях, а также в обеспечении правовой охраны наиболее перспективных разработок как внутри страны так и за рубежом, необходимо адаптировать стратегию правовой охраны в сторону выявления разработок с наибольшей коммерческой значимостью, и обеспечить их вывод на иностранные технические рынки путем подачи заявок не только в национальное ведомство, но и в иностранные юрисдикции, в том числе с использованием процедур подачи международных и региональных заявок.
Дата подачи: 22.04.2016 Заявитель: MITSUBISHI ELECTRIC CORPORATION
Дата подачи: 18.09.2017 Заявитель: SolAero Technologies Corp.
Дата подачи: 10.10.2018 Заявитель: VECTOR LAUNCH INC.
Дата приоритета: 05.09.2017 EP Заявитель: THALES
Дата приоритета: 11.11.2019 Заявитель: Roccor, LLC
Дата подачи: 16.08.2019 Заявитель: NANJING UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Дата подачи: 25.04.2019 Заявитель: BEIJING SATELLITE MANUFACTURING FACTORY CO., LTD.
Дата подачи: 12.12.2018 Заявитель: SHANGHAI AEROSPACE CONTROL TECHNOLOGY INSTITUTE
Дата подачи: 19.04.2019 Заявитель: SHENZHEN WEILAN UNLIMITED TECHNOLOGY CO., LTD.
Дата приоритета: 10.10.2018 US Заявитель: VECTOR LAUNCH INC.
Дата приоритета: 18.09.2017 US Заявитель: SolAero Technologies Corp.
Дата приоритета: 22.04.2016 JP Заявитель: MITSUBISHI ELECTRIC CORPORATION
Дата подачи: 11.05.2017 US Заявитель: Roccor, LLC
Дата приоритета: 15.03.2018 US Заявитель: BOEING CO
Если у вас есть замечания, комментарии или предложения по дальнейшему развитию пишите нам на электронный адрес patent@roscosmos.ru, давайте обратную связь и задавайте вопросы.
До новых встреч!
2021 © Совместный проект Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности и Единого отраслевого центра интеллектуальной собственности.
Оставить отзыв о дайджесте