Главная страница

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ «АГАТ»
RUS
/ Новости Агата и отрасли

"Будет ли это экономически выгодно — большой вопрос"

29.06.2016

У российских ракет появятся возвращаемые ступени

 

«Роскосмос» построит многоразовый ракетоноситель. Об этом «Коммерсантъ FM» заявил официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. Фактически, Конструкторский центр имени Хруничева возродит проект «Буран», который также предполагал повторное использование одного и того же корабля. В то же время, разработка «Роскосмоса» будет похожа на работу миллиардера Илона Маска и его компании SpaceX. То есть именно первую ступень ракеты тоже приспособят к неоднократным полетам. Однако в отличие от носителя Маска — Falcon 9 — сажать аппарат будут не на платформу в открытом море, а на взлетно-посадочную полосу. Работа с этой технологией ведется в России на протяжении 20 лет, рассказал «Коммерсантъ FM» официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков.

«Действительно, в Центре имени Хруничева создана специальная команда — отдел по возвращаемым ступеням. На самом деле, эта работа в России никогда не прекращалась, другое дело, что были периоды, которые были связаны, в первую очередь, с финансированием данных программ, но в целом, по большому счету, такая работа велась всегда. Тем более, что в России есть успешный опыт разработки таких ступеней и возвращаемых аппаратов — достаточно вспомнить "Буран". Специалисты из этой команды сейчас как раз собраны и будут продолжать работу», — сказал Буренков.

Создание такого носителя — это многообещающая разработка, которая выведет полеты в космос на новый уровень, считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.

«Нужно четко понимать, что это не полностью многоразовая система, а частично многоразовая. То есть мы возвращаем только первую ступень, самую дорогую в производстве, в изготовлении. Сама идея очень привлекательна, действительно, ее начинали разрабатывать во времена "Бурана", там предполагалось, что боковушки будут возвращаемыми, по крылатой схеме с посадкой на космодром в место старта. То, что сейчас в Центре имени Хруничева собрали специалистов, которые работали по этой тематике, очень хорошо, это перспективно», — полагает Железняков.

Первая ступень ракеты-носителя — это самая дорогая часть аппарата. На ней установлены двигатели, осуществляющие разгон ракеты после запуска. Стоимость этих установок составляет от $10 до $70 млн. Глава SpaceX Илон Маск неоднократно заявлял, что создание многоразовой первой ступени позволит существенно снизить стоимость космических полетов. Однако в случае с предполагаемым проектом «Роскосмоса» траты на подготовку старта только возрастут, уверен главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.

«Сложность в том, что у нас в любой ракете будет несколько модулей первой ступени, и поэтому их сажать нужно будет параллельно, то есть одновременно сажать, например, четыре ускорителя на одну посадочную полосу. Это уже достаточно сложно. А крылья — это масса дополнительная. Если мы делаем возвращаемые модули первой ступени, то мы сильно проигрываем в грузоподъемности ракеты. Кроме того, те же самые грабли шаттловские — это межполетное обслуживание, неизвестно, сколько оно будет проходить и сколько это будет стоить. Так что будет ли экономически выгодно — это большой вопрос», — считает Маринин.

Стоимость создания многоразовой первой ступени для ракеты-носителя и дату появления первого прототипа в «Роскосмосе» не назвали.

 

http://www.kommersant.ru/doc/3025290



Возврат к списку